20 августа стало известно об успешных испытаниях запрещенной ДРСМД американской ракеты малой дальности на базе ракеты "Томагавк". Преодолев 500 км, она точно поразила цель. По условиям договора, из которого США вышли 2 августа, запрещалось производство и испытание ракет с дальностью от 500 до 5,5 тыс. км. Владимир Путин пообещал ответить и поручил министрам оценить угрозу. Выход из ДРСМД, по его словам, "развязал США руки", и теперь они попытаются развернуть запрещенные ракеты в разных регионах. В ответ на это в Госдуме предложили развернуть базу в Венесуэле. Владимир Свержин - о раскладе сил накануне возможного Карибского кризиса-2.
Первый кризис
То, что все человечество балансирует на грани самоубийства, в США и СССР в прошлом уже осознавали со всей жестокой определенностью. Карибский кризис заставил правителей сверхдержав признать, что еще чуть-чуть и людская цивилизация исчезнет с лица Земли, сметенная радиоактивным ураганом. Размещенные на Кубе советские ракеты среднего радиуса действия Р-12 и Р-14 с дальностью полета 2 и 4 тысячи километров несли боеголовки мощностью в мегатонну в тротиловом эквиваленте. Для понятности: мегатонна — это миллион тонн, т.е одномоментный взрыв около 14300 груженых вагонов штатной армейской взрывчатки. И все это не считая иных поражающих факторов ядерного оружия, о которых можно сказать известной фразой пирата Джона Сильвера:
Тот из вас, кто останется жив, позавидует мертвым.
Столь решительный шаг был предпринят в ответ на развертывание американских ракет в Турции. Каждая из них в течение 15 минут могла принести ядерные боеголовки в крупнейшие города СССР с тем же ужасающим эффектом. На момент начала Карибского кризиса у США имелось 6000 ядерных боеголовок, в Советском Союзе около трехсот. Но в данном случае количество уже не имело решающего значения — приходилось искать пути немедленного выхода из ядерной западни.
О том, что наша страна вывела ракеты с Кубы, сегодня говорят регулярно, однако стоит помнить, что и США вывели свое ядерное оружие из Турции. По сути произошел взаимовыгодный обмен, а заодно было положено начало дипломатического решения вопросов ядерной безопасности. Более того, после Карибского кризиса между Белым домом и Кремлем была проложена прямая линия, позволявшая в случае необходимости без промедлений напрямую решать пиковые вопросы.
Концепция "ограниченного ядерного удара"
Но ситуация все же ситуация была не слишком радужной — Вашингтон переложил наблюдение за советскими наземными целями на атомные подводные лодки, вооруженные новыми баллистическими ракетами "Поларис", СССР тоже не остался в долгу: наши субмарины с ядерным оружием на борту также регулярно заступали на боевое дежурство у американских берегов.
70-е годы не принесли желаемого всеми народами покоя, ракетное оружие продолжало активно развиваться. Новые системы наведения позволили значительно сократить "разброс" попаданий: если раньше они составляли 3-4 километра, теперь, как утверждалось, можно "всадить ракету в любую пуговицу мундира вражеского командующего". Это, конечно, преувеличение, но радиус разброса уменьшился до 30 метров, что при мощном, даже и не ядерном заряде, некритично.
По данным The Bulletin of the Atomic Scietists за 2019 год, у США 3800 боеголовок:
1300 — на межконтинентальных баллистических ракетах, 300 размещены на стратегических бомбардировщиках на военных базах США, 150 — на хранении на европейских базах. Еще 2050 находятся в резерве на случай необходимости. 2400 устаревших должны быть сняты и утилизированы.
По данным The Bulletin of the Atomic Scietists за 2019 год, у России 4490 боеголовок, которые могут быть размещены на стратегических пусковых установках дальнего радиуса действия:
1600 развернуты на межконтинентальных баллистических ракетах и тяжелых бомбардировщиках, 1070 находятся на хранении с 1820 нестратегическими боеголовками. Почти 2000 должны быть утилизированы в соответствии с международным договором.
В похвальбе ракетчиков важнее другое: в те самые годы появилась концепция "ограниченного ядерного удара", предусматривавшая упреждающее нанесение точечных ударов ракетами среднего и малого радиуса действия по штабам, командным пунктам, средствам радиолокационного наблюдения и раннего оповещения. По мысли стратегов с обеих сторон Атлантики, такие удары должны были обезглавить и ослепить вражеское командование. В рамках "коллективной безопасности" полем боя, в первую очередь, надлежало стать Западной Европе. Для США было желательно вести боевые действия подальше от собственного дома, и СССР резонно полагал, что воевать лучше на территории противника.
В рамках собственной безопасности такое положение дел совершенно не радовало европейцев, ибо три сотни ракет РСД-10 "Пионер" (с тремя разделяющимися боеголовками каждая), развернутые на западных границах Советского Союза, в считанные минуты превратили бы "старушку Европу" в радиоактивный труп. К ракетам наземного базирования можно было прибавить бомбардировщики с ядерным вооружением, ракеты морского базирования на кораблях и подводных лодках, да и ранцевые ядерные боеприпасы, доставляемые к месту группами спецназа. Так что на этакий рост "безопасности" в Европе смотрели с содроганием.
Конечно, и Советскому Союзу в ответ мало бы не показалось: 572 ракеты, размещаемые в странах НАТО, — 108 "Першинг-2" (6-8 минут подлетного времени до территории СССР, ядерный заряд 5-80 килотонн) и 464 крылатые ракеты "Томагавк", которые тоже могли нести ядерные боеголовки, — при метком попадании могли убить миллионы. Но для среднего европейца это было крайне слабое утешение. В конце 70-х в Европе (затем и в США) началась такая лютая борьба за мир и разоружение, что политики решили, что пора садиться за стол переговоров.
В рамках достигнутого в конце концов договора РСМД уничтожалось 1846 советских и 846 американских ракет с дальностью полета от 500 до 5500 км. Для понятности, расстояние от Москвы до Лондона — 2501 км; от Москвы до Парижа — 2487 км; от Москвы до Берлина — 1610 км.
ПРО и "Томагавки"
После распада СССР обстановка в мире бесповоротно изменилась, биполярная система сдержек и противовесов рухнула. До этого момента сползание из холодной войны в горячую сдерживалось целым пакетом документов, одним из которых был ДРСМД. Но то, что представлялось оптимальным в случае противостояния двух сверхдержав, теперь сковывало руки США, а кроме того, не давало инструмента для контроля над ракетными технологиями в странах третьего мира.
На сегодняшний день ракеты собственного производства, выходящие за рамки договора (дальность полета от 500 до 950 км), имеются в Китае, Тайване (сейчас под давлением США, чтобы не ссориться с КНР, производство свернуто), Пакистане, КНДР, Иране и Индии.
Намерение Белого дома в одностороннем порядке выйти из действовавшего прежде договора о противоракетной обороне, одного из основополагающих документов этого пакета, в России было принято как неприкрытый вызов. Размещение систем ПРО возле границ Российской Федерации откровенно дестабилизировало ситуацию. Пусковые установки противоракет без особого труда переделывались для запуска ударных "Томагавков". Иметь под боком ракеты, способные принести ядерные боеголовки на две с лишним тысячи километров вглубь территории страны, — весьма сомнительная радость. Заверения, что насчет пусковых установок это наши домыслы и вообще система ПРО строится против террористических ракет исламских радикалов, угрожающих Европе, звучали крайне неубедительно. Ни Ирак, ни Иран, от которых якобы готовились защищаться, не имеют ракет с такой значительной дальностью полета.
20 августа 2019 года США произвели испытания пусковой установки Марк-41, используемой для противоракет, и доказали всему миру, что она вполне подходит для запуска "Томагавков", как и говорили в Москве.
Мэтт Корда, исследователь из Федерации американских ученых по контролю над вооружениями, написал в Twitter:
Для США сейчас не самое лучшее делать именно то, о чем Россия беспокоилась годами. Это явно не совсем помогает снять напряжение. И это подтверждает их подозрения о развертывании противоракетной обороны США в Европе — что они теоретически могут быть использованы для запуска "Томагавков".
Таким образом, развал договора РСМД начался еще с 2000 года, когда США начали размещение системы ПРО в Европе. Как заявил президент России В.В. Путин, комментируя реакцию на столь откровенно недружественный шаг:
Речь пойдет о новейших системах российского стратегического оружия, создаваемых нами в ответ на односторонний выход Соединенных Штатов Америки из Договора по противоракетной обороне и практического развертывания этой системы как на территории США, так и за пределами их национальных границ".
Официальный Обзор внешней политики еще за 2007 год обращал внимание на проблему:
Озабоченность вызывает ситуация, складывающаяся вокруг Договора между СССР и США о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Ракеты этих двух классов были уничтожены в соответствии с Договором еще в 1991 году, но с тех пор этому международно-правовому акту так и не было придано универсального характера. Более того, все большее число государств, в том числе расположенных вблизи наших границ, разрабатывают и берут такие ракеты на вооружение. В этих условиях необходимо задуматься об обеспечении нашей собственной безопасности.
Расклад сил
Односторонний выход США из Договора по противоракетной обороне дал толчок к разработкам нового оборонительного и наступательного оружия. Сегодня Россия имеет ракетные комплексы малого радиуса действия, формально не нарушающие договор, однако имеющие значительные возможности для модификации. Так, например, российские ракеты "Искандер-К" и "Искандер-М" с учетом договора РСМД имеют дальность выстрела в рамках 500 км. Но увеличить этот ресурс не составляет труда, а главное, эти ракеты практически неуловимы для средств противовоздушной обороны — они движутся по квазибаллистической кривой, резко маневрируя в полете. Рассчитать, где ракета окажется в следующую секунду, пока она не поразит цель, просто невозможно.
Испытания квазибаллистических ракет "Искандер-К" и "Искандер-М"
Подобная же история с ракетами морского базирования "Калибр", дальность выстрела которых, в наземном варианте, может быть увеличена с 220 до 2600 км. Эти ракеты в 2015-2017 отлично зарекомендовали себя в Сирии. Пущенные с фрегатов "Адмирал Эссен", "Адмирал Григорович", подводных лодок "Краснодар", "Великий Новгород" и "Колпино", через 2 тыс. км они обрушились на головы боевиков. А 8 января 2018 года в СМИ появились сообщения о начале разработки модифицированной версии ракеты "Калибр-М" с максимальной дальностью стрельбы более 4,5 тыс. км. Создание ракеты находилось на этапе научно-исследовательских работ и было профинансировано Минобороны. "Калибр-М" предназначен для уничтожения сухопутных объектов и будет способен нести как обычную, так и ядерную боевую часть.
Еще одной эффективной мерой становятся гиперзвуковые ракеты "Циркон", размещаемые на подводных лодках "Ясень–М" и идущих им на смену субмаринах "Хаски". Эта ракета среднего радиуса действия движется на значительной (порядка 40 км) высоте со скоростью, в 8 раз превышающей скорость звука. На сегодняшний день и в обозримом будущем эта ракета также неуловима для средств ПРО.
Кроме вышеперечисленных, на вооружении России стоят стратегические наступательные ракеты "Синева" и "Булава" дальнего радиуса действия (8-9 тыс. км), которые тоже размещаются на новейших атомных подводных лодках проекта "Борей" и подводных крейсерах проекта "Дельфин". Каждая из межконтинентальных баллистических ракет "Булава" несет от 6 до 10 гиперзвуковых маневрирующих ядерных блоков индивидуального наведения общей массой 1,15 т, способных менять траекторию полета по высоте и курсу. То есть при запуске "Булава" наносит не один, а десяток ударов по значительно отдаленным друг от друга целям.
Ракета "Синева" еще более дальнобойна и может также нести от 4 до 10 боевых блоков с мощностью взрыва до 100 килотонн в тротиловом эквиваленте. Причем каждый из блоков оснащается средствами подавления противоракетной обороны противника. По утверждению немецких экспертов, "Синева" представляет собой настоящий шедевр корабельного ракетостроения.
Как можно видеть, по большей мере указанные ракеты морского базирования и потому весьма маневренны. У США и НАТО много военных баз США вокруг России, придется принимать активные ответные меры. В частности, таким ответом может стать размещение военно-морских баз на Кубе (здравствуй, Карибский кризис) и в Венесуэле.
По утверждению военного эксперта, генерал-майора в отставке Владимира Богатырева, еще недавно возглавлявшего одно из управлений Минобороны РФ, договоренности о посещении военными кораблями России портов этих стран уже имеются, а при необходимости, есть основания полагать, размещение баз встретит здесь поддержку. В частности, такой базой может стать о-в Орчила в Карибском море, где уже имеется вся необходимая инфраструктура для ее развертывания.
Возможно и дальнейшее развитие военного сотрудничества с Никарагуа, успешно начатого еще в годы Советского Союза. Ведутся консультации и по обеспечению безопасности российских границ в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конечно, Китайская Народная Республика, обладающая собственным мощным ракетным арсеналом, сегодня является нашим стратегическим партнером, однако это не отменяет необходимость иметь в этом регионе собственные ударные силы. И позитивный опыт размещения здесь военных баз, например, во Вьетнаме, у наследников СССР имеется.
Что же в ответ могут представить США? Если верить кинематографу, смертоносные технологии там впереди планеты всей. Однако в реальности все совсем не так радужно. На вооружении США по-прежнему стоят хорошо известные нашим средствам противовоздушной обороны "Томагавки", и все новые проекты в этой области еще даже не в стадии испытаний. Как утверждает информированный источник в штабе Республиканской партии: "Мы тут ведем по 5 войн одновременно как сеанс одновременной игры...... У нас банально нет денег. Поэтому берем старье. Взрываем его и клянчим в госбюджете деньги на что-то новое". Но главная опасность заключается в том, что РСМД не последний договор о контроле над вооружениями. Многие опасаются, что вслед за расторжением этого договора может последовать и прекращение договора СНВ, ограничивающего ядерные силы большой дальности. Срок его действия истекает в 2021 году. Если он не будет продлен, впервые с 1972 года не останется никаких ограничений для американских и российских ядерных сил.