Общество

Современный и отвечающий потребностям школы: эксперты назвали достоинства нового учебника истории

Современный и отвечающий потребностям школы: эксперты назвали достоинства нового учебника истории
Современный и отвечающий потребностям школы: эксперты назвали достоинства нового учебника истории

Эксперты от образования и науки оценили новый учебник истории для 10-го и 11-го классов, который, по мнению большинства, написан профессионалами.

Учебник истории должен учитывать события наших дней, быть современным и интересным. Соединить всё это удалось в новом учебнике для 10-го и 11-го классов, заявил в разговоре с "Известиями" 1 сентября академик РАН, доктор исторических наук Сергей Карпов.

По мнению эксперта, нельзя, чтобы школьники останавливались на определенном дальнем рубеже. Нужно, чтобы они видели всю преемственность исторического процесса.

"Цель учебника заключается в том, чтобы увидеть эту связку — истории Отечества и всемирной истории. При этом важно осветить ключевые пересечения и важнейшие процессы исторического развития — и сделать это наглядно", — уточнил Карпов.

Соавтор учебника, научный директор Российского военно-исторического общества Михаил Мягков считает, что книга написана профессионалами, большим сообществом историков. Перед ними стояла задача не только представить историю в интересном изложении, но и показать ее неразрывность.

"Учебник написан профессионалами, большим сообществом историков. Перед ними стояла задача представить историю в интересном изложении и хорошим, ярким языком. Чтобы у школьников, во-первых, возникло чувство сопричастности к событиям, какими бы они не были — героические, трагические или драматические. А во-вторых, была задача представить неразрывность нашей истории, чего раньше тоже не было", — сказал Мягков.

Авторам нового учебника по истории удалось решить непростую задачу: они нашли средний путь между Сциллой и Харибдой идеологической атмосферы нашего общества. Они показали нашу новейшую историю, избежав как радикально-либерального, нигилистически антикоммунистического, так и апологетически-просоветского ностальгического подходов. Об этом в разговоре с "Лентой.ру" по поводу нового учебника истории заявил доктор философских наук, профессор-исследователь НИУ ВШЭ, член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте России Леонид Поляков.

"Именно такой учебник отвечает потребностям современной российской школы и именно потому он должен быть не просто единым, но действительно — единственным", — подчеркнул Поляков.

В появлении нового единого учебника истории, вызвавшего обсуждения, в том числе и критику, ничего плохого нет, заявил в беседе с "Газетой.Ru" победитель всероссийского конкурса "Лучший учитель России 2022 года", историк из школы № 16 подмосковного Орехово-Зуево Дмитрий Лутовинов.

По мнению педагога, унификация подхода к изучению истории по всей стране позволит детям, переходящим из одной школы в другую, не перестраиваться на иную программу обучения, это удобно для ребенка.

Если кто-то беспокоится за то, что единый учебник "убьет творчество" учителя, то это, по мнению педагога, вряд ли произойдет.

"Первую скрипку играет учитель, а вовсе не учебник. Педагоги — это не машины, которые руководствуются только лишь заданной программой и не выходят за ее рамки. Учителя вольны сами выбирать формы и методы работы на уроке, и как будет преподаваться тот или иной материл — зависит исключительно от учителя", - сказал педагог.

Лутовинов заявил, что главное в образовательном процессе педагог, а учебник – это лишь инструмент, поэтому только учителю решать, как его использовать.