Статьи

Разделяй и властвуй: жизнь в одном доме на две страны и другие необычные границы в мире

Разделяй и властвуй: жизнь в одном доме на две страны и другие необычные границы в мире

Вопрос границ в мире до сих пор открыт: из-за территорий спорят в Европе, Америке, Африке и Азии. И никто не хочет никому уступать. Но исторические примеры показывают, что страны готовы к самым причудливым компромиссам. Поделить жилой дом между странами? Дважды в год передавать целый остров из рук в руки? Сергей Харламов этим текстом показывает, что договориться о территориях можно по-разному.

Велосипедная колея

Моншау — живописный немецкий городок в районе Ахена, настолько классический со своими каменными улочками и фахверками, что описывать его можно только стандартными эпитетами. Однако у него есть секрет: дорога, которая обрамляет город, отделяя центр от немецких дач, принадлежит Бельгии.

Сейчас это очень популярный веломаршрут, но когда-то здесь была железная дорога, соединяющая бельгийские промышленные узлы с угольными шахтами в Труавьерже (коммуна в Люксембурге - прим.). Когда Германия проиграла Первую мировую войну, по условиям Версальского мира она должна была отдать несколько территорий по всей границе. Договор с Бельгией закреплял новые разграничения как раз по строящейся железной дороге.

Карты границ и вид велосипедной дороги 1/3
Карты границ и вид велосипедной дороги 2/3
Карты границ и вид велосипедной дороги 3/3

Затем была Вторая мировая, по итогам которой Германия вернула себе клочок земли за железной дорогой, когда-то принадлежавший ей. Однако получить еще и железную дорогу правительству ФРГ не удалось. Государства судились вплоть до конца 50-х, но суд постановил, что сама "железка" и 5 метров вокруг нее — собственность Бельгии. Так у Германии появилось пять анклавов, один из которых буквально размером с территорию дома.

Уже с 50-х никого особенно это не смущало: Бельгия и ФРГ заключили мирный союз об объединении ресурсов. В 60-х экономическая необходимость в железной дороге отпала, и через 10 лет там сделали велосипедную дорогу.

Умный Неум

Любой стране хочется иметь доступ к морю. Босния и Герцеговина обладают единственным портом с выходом в Адриатическое море. Пятитысячный город называется Неум и может считаться самой долгодействующей буферной зоной в истории Европы.

Еще в 1699 году Неум стал разменной монетой в территориальном споре независимой Венеции и Дубровницкой республики. Оба государства все время существования находились в состоянии открытой вражды, поэтому по условиям Карловицкого мира (договора Австрии, Речи Посполитой, Венецианской республики с одной стороны с Османской империей с другой - прим.) Дубровник собственноручно передал территорию Неума Османской империи. Турция вообще-то была проигравшей стороной в войне, но этот ход позволил Дубровнику обезопасить себя с севера и не граничить с Венецией. Дальнейшие боевые действия Венецианская республика могла вести только в море.

Неум на карте

"Османский" неумский коридор просуществовал до 1908 года, пока эти территории не были оккупированы Австро-Венгрией во время Первой мировой, а затем стал частью боснийского государства в составе союзной Югославской республики до распада. Любопытно, что Неум со всех сторон окружен хорватскими землями, которые существенно затрудняют доступ к морю и мешают рыболовецкому промыслу. Но после исчезновения Югославии с политических карт Хорватия не имела притязаний на этот порт.

Сегодня в неумском порту действует транзитный коридор: по договору двух государств (Боснии и Герцеговины с Хорватией) люди могут свободно перемещаться между муниципальными частями Хорватии. Многим это очень выгодно: при схожем сервисе цены в Неуме сильно ниже, чем в европейской Хорватии, а в транзитном коридоре не действуют таможенные пошлины. Скоро, впрочем, китайские компании построят Пелешацкий мост, который соединит отделенную территорию с остальной Хорватией.

Строительство моста и пограничная зона на севере Неума 1/2
Строительство моста и пограничная зона на севере Неума 2/2

Испанские осколки

Испания — лидер среди европейских стран по числу полуэксклавов. Стране принадлежит большое количество островов и скал у побережья Африки. Это наследие Испанской империи, ее конфликтов и мирных соглашений, когда морской державе принадлежали в том числе территории современного Марокко и Алжира. В основном это необитаемые территории, но два примера представляют наибольший интерес.

Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера — кусок скалы с маленьким прибрежным гарнизоном и маяком. Сегодня на нем не живут простые испанцы, но находится постоянный военный контингент численностью в 60 человек. Эксклав существует в таком положении с 1871 года: испанское правительство подумывало сократить свое присутствие на таких осколках империи, но Пеньон посчитали стратегически значимым.

Сейчас на нем есть переносные электрогенераторы и вертолетная площадка, но самое необычное — это то, что остров превратился в полуостров. В 1934 году мощнейшая песчаная буря образовала "томболо" — соединила песком остров и материк. Так природа увеличила испанские владения на 80 метров.

Пеньон-де-Велес-де-ла-Гомера

Еще один необычный остров есть на севере Испании на границе с Францией. Остров Фазанов находится посреди реки Бидасоа, разделяющей испанский город Фуэнтеррабия и французский Андай. Он уникален тем, что каждые полгода переходит то под юрисдикцию Франции, то Испании.

350 лет подряд каждые полгода власти двух стран проводят маленькую церемонию, посвященную Пиренейскому миру, заключенному 350 лет назад после многих лет кровопролитных боев между Людовиком XIV и Филиппом IV. Переговоры шли три месяца как раз на этом острове. Остров стал нейтральной зоной, а в договоре было четко прописано, что он будет каждые полгода переходить от одной страны к другой — причуды монархов.

Остров Фазанов и церемония передачи юрисдикции 1/3
Остров Фазанов и церемония передачи юрисдикции 2/3
Остров Фазанов и церемония передачи юрисдикции 3/3

Сегодня муниципалитеты городов Фуэнтеррабия и Андай обязались друг перед другом стричь на острове траву и гонять нелегальных туристов. Им запрещено там находиться без санкции обоих правительств. За прошедшую сотню лет остров из-за приливов и отливов уменьшился почти вдвое и сейчас составляет всего 200 метров поперек. Еще сотня лет — и из воды будет торчать только тот самый монумент (см. фото). 

Анклавы в анклаве

В этом списке граница со статусом "все сложно" — город Барле. Он находится между Бельгией и Нидерландами, и часть его строений относится к одному государству, а часть — к другому, без какой-либо видимой системы. Окрестности города и его центральная часть вместе с несколькими общественными заведениями принадлежит Нидерландам, а "промышленные кварталы" — бельгийские.

Если считать от территории, принадлежащей Нидерландам, то в Барле находится 16 бельгийских эксклавов, при этом внутри уже этих бельгийских эксклавов находятся 7 нидерландских контрэксклавов. Границы проходят через винные склады, делят пополам некоторые внутренние дворики и даже этажи домов. Они аккуратно помечены на асфальте для туристического развлечения.

Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 1/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 2/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 3/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 4/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 5/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 6/7
Карта принадлежности домохозяйств и линии на асфальте для привлечения туристов 7/7

Туристам рассказывают веселую байку о том, что такая ситуация якобы сложилась из-за разных законов о питейных заведениях, по которым в Бельгии бары должны были закрываться раньше. Тогда предприимчивые жители объявляли свои веранды территорией Нидерландов и продолжали обслуживать народ.

На самом деле такая ситуация сложилась из-за многочисленных споров, продаж и перепродаж земель между лордами города Бреды и герцогами Брабантскими. Сегодняшнее разграничение практически не меняется с 1843 года, когда были подписаны Маастрихтские соглашения. Поэтому в городе действуют две муниципальных администрации, две полиции, два врачебных корпуса и так далее.

Местоположение Нахвы на картах и виды поселка 1/3
Местоположение Нахвы на картах и виды поселка 2/3
Местоположение Нахвы на картах и виды поселка 3/3

На всей планете таких анклавов в анклаве всего два. Еще один — поселок Нахва, принадлежащий Объединенным Арабским Эмиратам. Он находится в провинции Мадха, которая является частью Омана, а сама провинция окружена территорией ОАЭ. Так получилось, потому что племя, проживавшее на территории Мадхи, отказалось подчиняться султанату ОАЭ. Эмираты не уступили центр Нахвы. Границы были установлены в 1969 году, и с тех пор из Мадхи постоянно уезжали, что снизило напряженность между странами. Сейчас там живет менее 3000 человек, а из достопримечательностей — музей местного краеведа.

Гробница Турка

Сулейман Шах известен мировой науке как родственник Османа I, основателя Османской империи. Некоторые считали его дедом, но сейчас историки больше склоняются к тому, что Сулейман Шах был дядей Османа. О нем известно только то, что в XIII веке он вместе со своим племенем пытался бежать от монгольского нашествия, но во время переправы через Евфрат утонул.

Территория гробницы и карта, изначальное место захоронения, открытие новой гробницы и сам саркофаг с телом Сулеймана 1/5
Территория гробницы и карта, изначальное место захоронения, открытие новой гробницы и сам саркофаг с телом Сулеймана 2/5
Территория гробницы и карта, изначальное место захоронения, открытие новой гробницы и сам саркофаг с телом Сулеймана 3/5
Территория гробницы и карта, изначальное место захоронения, открытие новой гробницы и сам саркофаг с телом Сулеймана 4/5
Территория гробницы и карта, изначальное место захоронения, открытие новой гробницы и сам саркофаг с телом Сулеймана 5/5

Благодарные турки воздвигли ему гробницу, за которой ухаживали 8 веков. В 1923 году в результате Лозаннского соглашения, разделившего Османскую империю на современные страны, могила Сулеймана оказалась на территории Сирии. Британцы и французы разрешили туркам оставить около могилы свой флаг и гарнизон почетного караула. С этого момента в Турции началась долговременная успешная кампания, убедившая турецкий народ и соседей, что гробница и 800 квадратных метров территории вокруг принадлежат Турции.

В 1973 году гробницу перенесли из-за разлива озера Асад чуть ближе к турецкой границе. Турки быстро подсуетились и обнесли могилу толстыми стенами, сделав настоящий форпост. В 2015 году из-за военного кризиса в Сирии могилу решено было перенести еще ближе к турецкой границе, что вызвало возмущение турецкой оппозиции: они считали, что премьер-министр Ахмет Давутоглу отдал священную турецкую территорию врагам.

Отель на две страны

В середине XIX века Франция и Швейцария решили провести демаркацию границ. Это было необходимо после наполеоновских войн. Одним из пунктов размежевания стала граница в долине Даппс. В основном соглашении прописывался необычный пункт, согласно которому демаркация не должна привести к сносу или переселению граждан двух стран.

Месторасположение Ла Кюр и интерьер отеля, поделенного на две страны 1/4
Месторасположение Ла Кюр и интерьер отеля, поделенного на две страны 2/4
Месторасположение Ла Кюр и интерьер отеля, поделенного на две страны 3/4
Месторасположение Ла Кюр и интерьер отеля, поделенного на две страны 4/4

Из-за этого пункта город Ла Кюр оказался поделен надвое: по одной стороне улицы дома были швейцарские, по другой жили французские подданные. Один француз решил воспользоваться пунктом этого договора и в кратчайшие сроки возвел трехэтажное здание, в котором разместил ресторан и магазин, одна часть которого выходила на французскую сторону, а вторая — на швейцарскую.

Впоследствии это здание выкупили и превратили в отель, второй этаж которого был признан частью другой страны. Существует городская легенда, будто бы в войну французские повстанцы прятались на втором этаже от немецких патрулей оккупированной Франции, ведь Швейцария сохраняла нейтралитет. Вряд ли это правда и вряд ли имелась хоть малейшая необходимость дразнить немецких офицеров, способных просто окружить здание, но байку все равно рассказывают туристам.

Ваханский коридор

Этот необычный отросток на карте Афганистана стал итоговым аккордом Большой игры между Российской империей и Великобританией. Если сильно упрощать политические перипетии XIX века, то Россия не была готова граничить с Британской Индией, потому что не могла обеспечить сохранность границ от дальнейших посягательств сателлитов британцев, а британская колония была истощена внутренними междоусобицами.

Карта Афганистана, карта с границами двух империй, вид Ваханского коридора (фото: uritsk) 1/4
Карта Афганистана, карта с границами двух империй, вид Ваханского коридора (фото: uritsk) 2/4
Карта Афганистана, карта с границами двух империй, вид Ваханского коридора (фото: uritsk) 3/4
Карта Афганистана, карта с границами двух империй, вид Ваханского коридора (фото: uritsk) 4/4

Россия по соглашению от 1893 года добровольно отдала часть своих границ, а именно Ваханский коридор, Афганистану, вплоть до китайских границ. Так была создана буферная зона между великими державами.

Сегодня для Афганистана, страны с непростой судьбой, этот коридор представляет дополнительную головную боль: он очень труднопроходим, для 12 тысяч проживающих в Ваханской долине афганцев нет возможности создать полноценную инфраструктуру. Такая же это проблема и для китайцев, которые вынуждены охранять границу от наркоторговцев, пользующихся коридором для провоза запрещенных грузов из Таджикистана в Пакистан.

Фактически коридор уже больше 100 лет закрыт для прохода в Китай из Афганистана. В 2009 году, во время антитеррористических операций в Афганистане, США просили Китай дать им возможность выхода на территорию КНР через Ваханский коридор. Им так и не разрешили.

Полоса Каприви

В XIX веке в центре африканского континента жил себе спокойно народ кололо. Но пришли лози, которых со своих мест согнали природные катаклизмы и бельгийские военные, и разорили кололо. А потом на это место пришли немецкие военные части, основав Германскую Юго-Западную Африку во главе с графом Лео фон Каприви. В обмен на другие территории от бельгийцев они получили разрешение занять узкую полосу земли, которая соединила их колонию на берегу Атлантики с рекой Замбези. Так у немцев появилась возможность торговать с другими колониями на берегу Индийского океана, на восточной части материка.

Полоса Каприви в Намибии, аванпост во время гражданской войны, Мишаке Муйонго, строительство Замбийского консульского центра 1/4
Полоса Каприви в Намибии, аванпост во время гражданской войны, Мишаке Муйонго, строительство Замбийского консульского центра 2/4
Полоса Каприви в Намибии, аванпост во время гражданской войны, Мишаке Муйонго, строительство Замбийского консульского центра 3/4
Полоса Каприви в Намибии, аванпост во время гражданской войны, Мишаке Муйонго, строительство Замбийского консульского центра 4/4

Проиграв Первую мировую, немцы оставили лози на попечение Южно-Африканскому Союзу (сейчас - ЮАР). В 1990 году бывшая колония Германии получила независимость, став Намибией. Однако тот самый бельгийский кусок за Намибией был сохранен, название — полоса Каприви — тоже осталось.

Лози очень не нравилось, что ими управляет другой народ из города Виндхук. В 1994 году вспыхнул конфликт, катализатором которого стали необоснованные обвинения в сотрудничестве лози с повстанческим объединением UNITA, подконтрольным ЮАР (у Намибии с ЮАР напряженность). Двухтысячная армия лозинского командующего Мишаке Муйонго была разгромлена (потери намибийских отрядов - 15 человек), около 3-х тысяч человек из племени лози бежали в Ботсвану.

Спустя 20 лет Намибия переименовала полосу Каприви в Замбезию (не путать с Замбией) и дала региону некоторые муниципальные полномочия, что позволило привлечь хорошие инвестиции. Регион стал одной из туристических веток, по которой проще добраться до водопада Виктория и других достопримечательностей в центре Африки. Около 1,5 тысяч лози вернулись в свои дома в обмен на обещание амнистии. Муйонго до сих пор скрывается в Дании.