Общество

Крупные российские маркетплейсы обвинили в торговле контрафактом

Крупные российские маркетплейсы обвинили в торговле контрафактом
Крупные российские маркетплейсы обвинили в торговле контрафактом

За весь прошлый год совокупный объем продаж сотни крупнейших отечественных ритейлеров вырос на 15%, составив 19 трлн рублей. Об этом пишет Forbes, ссылаясь на исследование аналитиков INFOLine. Показатель продолжил расти, даже несмотря на уход многих зарубежных фирм: этому поспособствовала консолидация рынка и увеличение сегмента продаж в интернете.

Руководитель INFOLine Иван Федяков предположил, что интернет-торговля в 2022-м увеличилась практически на 40%, прежде всего благодаря маркетплейсам. В частности, оборот Wildberries по итогам прошлого года вырос до 1,28 трлн рублей без учета НДС (рост 93,6%), а выручка Ozon составила рекордные 733 млрд рублей (рост 86,4%).

По словам аналитика, рост продаж Ozon, Wildberries и прочих маркетплейсов напрямую обусловлен продажей контрафакта и подделок, которая стала иметь место после введения масштабных торгово-экономических ограничений в адрес России. Федяков подчеркнул, что крупные ритейлеры ведут себя гораздо ответственнее, поскольку в случае, если продажа нелегальной продукции будет зафиксирована, им грозит суд. Маркетплейсы, в свою очередь, перекладывают обязательства на рядовых продавцов "без репутации и имени", которые далеко не всегда отвечают за качество товара.

"Эта нехитрая схема в прошлом году позволила маркетплейсам ускорить темпы роста – мы видим, что по целому ряду показателей маркетплейсы вошли в число лидеров. Конечно, это все замечательно, но этот рост в некоторой степени опирается на элементы недобросовестной конкуренции", – подытожил он.

В Федеральной таможенной службе сообщали, что по итогам прошлого года объем параллельного импорта с начала его запуска в марте 2022-го достиг $20 млрд, что приблизительно соответствует 2,4 млн тонн товаров. Многие международные компании всерьез рассматривают работу и открывают представительства в странах СНГ ради возможности опосредованно вести бизнес с Россией.

Ранее российские маркетплейсы обязались добросовестно работать с малым бизнесом после скандала с Wildberries: Ozon, "Сбермегамаркет", WB и "Яндекс Маркет" подписали многосторонний меморандум, в котором пообещали формировать для партнеров благоприятные условия взаимовыгодного сотрудничества.

В прошлом году в Минпромторге сообщили, что маркетплейс Wildberries превращается в канал сбыта контрафакта в России. В компании не исключили отдельные случаи продажи на своей площадке рецептурных лекарств, БАДов, а также большого количества контрафактной обуви, но с обвинениями в продаже контрафакта в Wildberries не согласились. Фирма выразила готовность разработать алгоритмы по автоматическому определению контрафакта и проводить постоянный онлайн-мониторинг товаров.