Статьи

Борьба за Николая: почему епископ античного города стал любимым святым на Руси и в Америке

Борьба за Николая: почему епископ античного города стал любимым святым на Руси и в Америке

Вот уже который день не иссякает очередь верующих к храму Христа Спасителя в Москве, в котором выставлены мощи Святого Николая Чудотворца. Впервые за 930-летнюю историю они покинули свое хранилище в итальянском городе Бари. Почти три четверти россиян заявили социологам ВЦИОМ, что хотели бы поклониться мощам. Ruposters вспоминает, как менялся в веках образ Николая Чудотворца и как епископ античного города Миры стал любимым святым не только в России, но и в Америке.

Архиепископ Николай жил в 270-345 годах в Римской империи, то есть во времена самых страшных гонений на христиан. Подробности нам известны прежде всего из официального жития святого, составленного в Х веке придворным секретарем Симеоном Метафрастом по приказу императора Василия II Болгаробойцы. В русской истории император Василий II известен как шурин князя Владимира – он согласился выдать за него свою сестру Анну, а затем направил массу православных священников для крещения всей Руси. Активная миссионерская позиция императора и потребовала собрания разрозненных свидетельств о жизни различных христианских святых древнего времени в единый литературный свод – и для просвещения язычников, и для наставления в вере собственных граждан, которые только-только отошли от ереси иконоборчества.

Николай Мирликийский спасает утопающих священников

Симеон Метафраст основательно перелопатил древние тексты. Как считают современные историки-библеисты, жизнеописание Николая Чудотворца стало вольной компиляцией житий двух святителей с одинаковым именем Николай. Один из них в IV веке был в Ликии архиепископом Мир, другой же святитель Николай жил через двести лет в той же самой Ликии и стал архиепископом городка Пинары при императоре Юстиниане I.

В частности, именно из жизнеописания Николая Пинарского авторы житий взяли эпизоды о крещении грудного младенца Николая, простоявшего во время службы два часа в купели и впоследствии показавшего себя ревностным христианским аскетом, отказываясь пить молоко по постным дням. Но в те времена обряд крещения проводился только со взрослыми людьми, да и никаких "постных дней" еще не было установлено.

"Чудо стояния в купели Николая Пинарского". Кирилло-Белозерский музей-заповедник

К заимствованию можно отнести и эпизоды, связанные с юностью Святителя. Например, его путешествие в Иерусалим, ведь в то время на месте срытого с лица земли Иерусалима располагался обычный римский военный лагерь (Иерусалим был восстановлен в VI веке).

Итак, что же получается в сухом остатке? Несомненно, Николай был родом из богатой и аристократичной римской семьи. В юности он прославился как мореход и путешественник. Не только труды Метафраста, но и независимые античные источники сохранили многочисленные свидетельства о морских путешествиях Николая в Александрию Египетскую и другие города на африканском побережье. После долгих плаваний Николай вернулся в родную провинцию Ликию, в которой возглавил христианскую общину в городке Миры (ныне город Дембре в Турции).

Кронштадский Собор святителя Николая Чудотворца носит имя "Морской"

Святитель Николай имел большой авторитет в римской армии. Об этом свидетельствует эпизод с тремя стратилатами – воеводами, посланными на подавление мятежа во Фригии. В пути солдаты стали грабить и жителей Ликии. В конфликт вмешался сам епископ Николай, который сумел призвать воевод Непотиана, Урса и Ерпилиона к порядку. Более того, они выделили ему и солдат, чтобы остановить казни трех жителей соседнего города, которых по ложному доносу осудили на смерть.

Послушание воевод не осталось без награды. Позже Николай спас от смерти и их самих, узнав, что они стали жертвами клеветников при императорском дворе. После чего Непотиан, Урс и Ерпилион стали верными его учениками.

"Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных". И.Е. Репин, 1888

Отметим, что все это происходило во время самых страшных гонений римской власти на христианство. Не избежал репрессий и сам Николай – по приказу императора Диоклетиана он был схвачен солдатами. Но его не бросили на растерзание хищников, как это происходило со многими христианами в ту эпоху. Видимо, римляне настолько опасались солдатского бунта из-за казни популярного в войсках святителя, что долгие годы держали его в темнице – в римской "Гуантанамо".

Кстати, как установили археологи, исследовавшие останки Святого, из-за вечной сырости тюремной камеры и отсутствия солнечного света у Николая развился артроз позвоночника и анкилоз суставов – то есть произошло сращение суставных поверхностей.

Из тюрьмы Николай вышел только после эдикта Константина Великого, давшего свободу всем христианам. Он вернулся в Миры и вновь занял епископскую кафедру.

Интересно, что в официальное житие святого не вошел эпизод "Деяния о подати" – о том, как он вразумил чиновника, увеличившего налоги. Что ж, казна византийских монархов во все времена нуждалась в деньгах, и, видимо, у императора Василия II были существенные опасения, что и все остальные архиереи станут подражать Святому Николаю, обращаясь к императору с ходатайствами о снижении налога в своих епархиях.

Один Святой – две гробницы

Возможно, для кого-то это и удивительно, но в самой Византии Святой Николай Чудотворец почитался прежде всего как небесный покровитель всех моряков и путешественников. Именно поэтому крупнейшие средневековые морские корпорации Европы – города Бари и Венеция – развернули за мощами Святого Николая настоящую охоту. Ведь в те годы считалось, что мощи - это некие волшебные амулеты, спасающие своих владельцев от любой беды. Но горожане Мир тщательно оберегали могилу своего епископа – никто даже не знал, где она находится.

Однако в 1087 году провинция Ликия подверглась опустошительному завоеванию турок-сельджуков. Свидетелями грабительского нашествия стали купцы-баряне, которые решили воспользоваться удобной ситуацией и тем, что все жители сбежали от турок высоко в горы.

Церковь Святого Николая в нижних Мирах

Барийский отряд высадился на берег и вошел в храм святителя Николая, в котором остались всего четыре монаха. Под угрозами пыток они показали, что могила находится в одном из приделов под полом, украшенным мозаикой. Моряки взломали гробницу и начали доставать останки Cвятого – по частям. Полностью забрать мощи не удалось. Несколько десятков жителей Мир успели добежать до храма. Сил у них было недостаточно, чтобы вступить в борьбу с вооруженным отрядом моряков, но плач стоял великий.

В результате баряне взяли только часть мощей, включая голову, руки и верхнюю часть туловища Святого Николая. Останки они бережно перенесли в Церковь святителя Николая Чудотворца в центре Бари.

Церковь святителя Николая Чудотворца в Бари

А через десять лет в Мирах высадился и отряд венецианцев, участвовавших в Первом Крестовом походе. И все повторилось: в поисках гробницы они разбили половину храма, начали пытать монахов и в конце концов добились своего. Но, поскольку останков Николая Чудотворца было мало, хитрые венецианцы добавили к ним останки из соседних могил – дескать, соседство со святым в какой-то мере освятило и эти останки неизвестных людей. Так в мире появились две гробницы святителя Николая, и спор между Бари и Венецией разгорелся сильнее прежнего.

Луиджи Мартино (справа) изучает останки Святого, 1953 г.

Все споры о том, где же настоящие останки Cвятого, прекратились лишь в 1953 году, когда ученые впервые вскрыли гробницу в Бари. Итальянский антрополог Луиджи Мартино точно установил, что в Венеции хранится как раз та часть святых останков, которых не хватает в Бари. Был также реконструирован облик святителя, рост которого достигал 167 сантиметров. Для своего времени он казался гигантом.

Пять образов Святого

На Руси имя Николая Чудотворца получило известность уже при князе Ярославе Мудром. Именно по его приказу в киевском Софийском соборе было сделано мозаичное изображение святителя Николая. Известно, что воспитывался Ярослав на севере – сначала в Полоцке, в доме своей матери Рогнеды, потом он княжил в Новгороде Великом, где особенно почитались покровители моряков. Однако настоящую популярность образ Святого Николая обрел уже при Владимире Мономахе, правившем в первой четверти XII века.

Возможно, это связано с недовольством и борьбой русских князей с засильем византийского духовенства и купечества, заполонившего Киев. Из русских летописей известно, что в год принятия Владимиром титула князя в Киеве произошло несколько восстаний против греческих епископов во главе с митрополитом Нифонтом и ростовщиков. Тогда-то в Киеве и появилось анонимное "Сказание повести, еже о перенесении честных мощей иже во святых отца нашего Николы архиепископа града Миры". В Сказании подробно описывалось, как пресвитеру города Бари явился святитель Николай и повелел отправиться в разоренный город Миры и взять его мощи. Жители Бари так и сделали. Таким образом, перенесение останков святого стало как бы предзнаменованием будущего падения спесивой Византии.

И в честь перенесения мощей в Бари в церкви появился второй праздник в честь Святого Николая – Никола Вешний, который отмечается 9 (22) мая, в день, когда корабли с останками Святого достигли гавани Бари. А первый праздник – Никола Зимний - отмечается 6 (19) декабря в день смерти святого.

Русификация образа святого пошла невиданными темпами.

В первый же год княжения Мономаха было впервые зафиксировано чудо от святителя Николая, явленное в Киеве письменными источниками. Это было свидетельство об исцелении утонувшего ребенка под названием "Чудо о некоем детищи утопшем, его же Святый Никола жива сохрани".

Спасение младенца в Днепре, церковь Николы Надеина

Некие киевляне, плывя на лодке через Днепр из Вышгорода в Киев, уронили грудного ребенка в воду. Убитые горем родители воззвали к милости Николая Чудотворца. И в ту же ночь служители Софийского собора обнаружили живого мокрого ребенка перед иконой святителя Николая. Об этом сообщили митрополиту, и тот велел оповестить весь город. Родители младенца вскоре нашлись и, к своему и всеобщему изумлению, узнали в нем своего утонувшего сына. С тех пор, кстати, икона, перед которой был найден мокрый младенец, стала называться иконою Николая Мокрого, а в Софии появился придел, посвященный святителю Николаю.

Как говорили отцы церкви, "Чудо о некоем детищи утопшем" показывало, что теперь Николай Чудотворец проявил себя защитником и спасителем русских людей, а значит, взял под свое чудесное покровительство и саму Русь. Поэтому иконы Николы Мокрого в считанные годы распространились по всей Руси.

Отличился и Новгород Великий, который ни в чем не хотел уступать Киеву. Правивший тогда новгородцами князь Мстислав – сын Владимира Мономаха – объявил о чудесном обретении на острове Липно в Ильмень-озере чудотворной иконы Святого Николая, чудесным образом исцелившей новгородского князя. Так появился образ Николы Липенского, особо почитаемого на Русском Севере.

Икона из Свято-Духова монастыря, середина 13 века, Новгород (сейчас находится в Русском музее)

Вскоре Русь обрела еще одну чудотворную икону. Священник из Корсуни Евстафий, повинуясь совету Святого Николая, взял икону из храма, в котором крестился князь Владимир, и привез ее в рязанские земли в город Зарайск. Там эта икона прославилась многими чудесами. Так на Руси сложился иконописный тип, ставший называться "Никола Зарайский".

Николай Зарайский

Вскоре появился и Никола Можайский – заступничеством Святого Николая жители подмосковного Можайска объясняли свое спасение от монгольского набега. В летописях говорится о том, как святитель Николай явился в небесах перед монголо-татарами, осадившими город: одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой держал град Можайск в знак охранения его. Устрашенные грозным знамением, враги в ужасе бежали. С тех пор Николай Чудотворец считается небесным покровителем города, а на Руси появился новый иконографический образ – "Никола Можайский".

Никола Можайский

Однако самое замечательное превращение с образом Святого произошло в Голландии. Там деятельные отцы реформации запретили дарить подарки детям на Рождество от имени каких-то там непонятных волхвов. Тогда голландцы припомнили житие Святого Николая. В нем говорилось, что епископ однажды сделал анонимные подарки трем девушкам, благодаря которым они смогли выйти замуж. Так, стали делать подарки от имени Святого Николая, имя которого было переделано на голландский манер – Синтерклаас.

Именно благодаря голландским колонистам, основавшим в 1650-х годах поселение Новый Амстердам, ныне превратившееся в город Нью-Йорк, образ Синтерклааса попал на североамериканский континент, где его переделали в рождественского Санта-Клауса. Еще больше популярности Санта-Клаусу добавила вышедшая в 1806 году книга Вашингтона Ирвинга "История Нью-Йорка". С тех пор все американские дети представляют себе Санта-Клауса только как веселого старика в красной шубе, летающего по небесам на упряжке северных оленей.