Статьи

Война миров: почему мужчины и женщины начинают подавлять друг друга

Война миров: почему мужчины и женщины начинают подавлять друг друга

От современной женщины общество и церковь ожидают кротости, смиренномудрия и молчаливого духа, заявил патриарх Кирилл. Сегодня появляется множество сообщений о том, каковы положение и роль женщины. В июле Госдума пообещала разработать новый законопроект о равных правах и возможностях для реализации мужчин и женщин. Эта тема часто становится предметом споров. Увеличилось и количество "гендерных" скандалов. Платон Беседин — о радикализации отношений и о том, чем она опасна. 

Мишель Уэльбек диагностировал ту линию, по которой разделится общество. Дело не в "правых" и "левых", а в мужчинах и женщинах. Даже вопрос религии, как показал Уэльбек в "Покорности", во многом сводится к гендерным отношениям. Разделительная черта проходит по мужскому и женскому. Патриархат против матриархата, мужчины с Марса, женщины – с Венеры – все так много лет. Однако в последние годы разделение это превратилось в войну полов/миров. Сначала на Западе, а после — в России. 

Новости, касающиеся гендерных отношений, напоминают сводки с фронта. Муж отрубил жене руки. Девушки обливали мужчин в метро хлоркой. На мундиале сексуальные отношения обсуждали не меньше, чем футбол. Количество разводов меж тем растет. И есть ощущение, что скоро мужчины и женщины возненавидят друг друга. 

Гендерные отношения — отражение того, что происходит в социокультурной жизни, вместе с тем они сами ее задают. Борьба за женские свободы привела к переменам в восточных странах. Сексуальные скандалы вымели из политики Билла Клинтона и Доминика Стросс-Кана. Чем обусловлен приход к власти Дональда Трампа в США и Жаира Болсанару в Бразилии? Тем, что белые мужчины решили доказать, что они еще сильны. Со временем гендерный фактор станет определяющим в политической борьбе. 

Однако важнее то, каким в принципе окажется человек будущего. Еще несколько десятков лет назад развод считался трагедией, а ребенок, растущий в неполной семье, — жертвой. Сейчас это норма. Для человека. А для природы? Ведь базовые принципы мироздания никуда не уходят. Это человек, адаптируясь к дегуманизирующей среде, вынужден отбрасывать их, задавая новые стандарты. Это как с нормой уровня сахара в крови: ее повышают, чтобы регистрировать меньше больных. Общество вынуждено оправдываться в вопросах семьи прежде всего. Но искривленная семья способна дать здорового человека лишь вопреки.

До 1974 года в США гомосексуализм считался психологическим заболеванием. Теперь же в некоторых областях мы наблюдаем гей-диктатуру, которая порождает воинствующую гомофобию. Обратное тоже верно. Общество разбалансировано и вынуждено капитулировать перед новыми силами. И то, что еще недавно считалось отклонением, превращаясь в норму, обязательно постарается наверстать свое – оно будет уже не подавляться, а довлеть. В отношениях мужского и женского этот принцип становится особенно опасным.

Во Франции женщины не могли голосовать до 1944 года. Абсурд! Но не абсурден ли процесс над Харви Вайнштейном, в котором изначально был один преступник и сотни жертв? История с домогательствами превратилась в сагу о потере здравого смысла. Стало почти невозможно отличить, что есть знак внимания, а что домогательство. Харрасмент действует как удавка. Но решает ли это базовую проблему? Ежегодно только официально изнасилованиям подвергаются десятки тысяч женщин. Одна из трех девушек испытывает сексуальное насилие хотя бы раз в жизни.

Можно вспомнить недавнюю историю с изнасилованием следователя в Уфе высокопоставленными полицейскими. Реагируя, общество тут же разделилось на тех, кто поддержал и осудил девушку. А вот другой случай – в Орле: муж избивал жену, та позвонила в полицию, а ей сказали, мол, "когда убьет, тогда обращайтесь" – и он убил. 

Как предотвратить подобные истории, регулируя отношения мужчин и женщин? Это должен делать закон? В этой сфере он неэффективен. Невозможно прописать все — в таком случае на свидания нужно будет приходить с Уголовным кодексом. Но есть и другой закон — морально-нравственный. Меж тем и мораль, и нравственность отброшены как атавизмы. Тогда что мы хотим получить в итоге? Закон изначально дыряв, без морально-нравственного же каркаса общество расползается. 

Долгое время у нас были устоявшиеся модели семьи — модели гендерных отношений. Не идеальные, да, но теперь у нас нет вообще никаких. Мы остались в хаосе смыслов, раздираемые полярными установками. С одной стороны, патриарх Кирилл говорит, что общество ждет от женщины кротости и смирения, с другой, толпы феминисток кричат нечто вроде "мое тело – мое дело" и борются за право подписываться "авторка" и "спецкоррка". Кому тут верить? Особенно если учесть, что первая модель противоречит законам нового мира, а вторая – исконным традициям. Как найти баланс?

Его можно достичь только в сотрудничестве. Но отношения мужчин и женщин, наоборот, свелись к ежечасной борьбе за право подмять друг друга. За что сражаются мужчины вроде тех, кто объяснял девушкам на мундиале, с кем спать можно, а с кем нет? За подавление женщины. За что меж тем сражаются так называемые феминистки? За карикатурность женщины. Так называемые, потому что речь идет не о тех, кто реально борется за права женщин, а о тех, кто устраивает цирк. Они негативно влияют на образ феминизма в России.

Радикалы от мужского и женского усугубляют войну миров, потому что воспринимают оппонента как главного противника. Схожи они в одном: обе стороны хотят сделать из женщины товар, а вот кому устанавливать на него цену — тут мы еще поспорим. Такие битвы не только не решают истинных проблем, но и выводят их из поля обсуждения. 

Меж тем у нас есть давние серьезные проблемы: невыплаты алиментов, неравноправие в устройстве на работу или домашнее насилие. Не стоит ли нам сосредоточиться прежде всего на этом? Добавляются сегодня и проблемы новые: активно навязывая свою гротескную сексуальность, женщина порождает ответную агрессию в мужчине, пробующего получить тело или деньгами, или силой. При этом сам мужчина, лишенный того, что раньше называли "джентльменским воспитанием", воспринимает другой пол как "шкур". Не стоит ли в таком случае той же церкви говорить о том, что она ждет от мужчин, а не только от женщин? 

Состояние, в которое мы впадаем сегодня в вопросах полов, семьи, секса, напоминает агонию. Вместо симпатии, нежности, заботы, любви воцаряются консумация, страх и ненависть. Мужчины и женщины больше не хотят сосуществовать друг с другом — они требуют подавления. Кто кого? Такой подход разделяет общество на два непримиримых лагеря, объявляя войну, перекидывающуюся на все сферы. 

Преодолеть этот раскол – первейшая задача. Для этого необходимо определиться с желаниями и амбициями полов, а после переходить к разработкам новых моделей отношений (как на государственном, так и на личностном уровне). Вместе с тем необходимо стремиться к равноправию как на законодательном, так и на смысловом уровне. И главное: морально-нравственный каркас должен быть восстановлен. Сегодня необходим глобальный перезапуск мужского/женского. Иначе мы рискуем прийти к двух опасным моделям: либо к Камбодже времен Пола Пота, где мужчины и женщины были отделены друг от друга, либо к дикарскому обществу, где две группы безумцев станут охотиться друг за другом, выбирая жертву по первичным половым признакам.