Мнение

Гастарбайтеры в новых условиях: что делать с мигрантами в России

Гастарбайтеры в новых условиях: что делать с мигрантами в России

Агентство стратегических инициатив предложило приравнять трудоустроенных мигрантов к гражданам РФ, чтобы они могли получить пособия по безработице. Эксперты ссылаются на опыт Португалии. Кроме того, АСИ выступает за "организацию подготовки мигрантов под высвобождающиеся рынки и для рынков обслуживания IT-инфраструктуры". Эти инициативы — хороший повод для того, чтобы обсудить, что делать с мигрантами в период пандемии. Подробнее — Дмитрий Лекух. 

На самом деле инициатива Агентства стратегических инициатив, внезапно предложившего "временно приравнять мигрантов к гражданам России для получения пособий по безработице, а также ряда других льгот и выплат", помимо того, что изумительна сама по себе, хороша и тем, что обозначает вполне реальную проблему, возникшую с трудовыми мигрантами.

Мигранты действительно сейчас массово остаются без работы, с весьма туманными перспективами дальнейшего трудоустройства. И у них в текущих обстоятельствах нет возможности вернуться на родину, нет средств для существования в России. И с этим действительно необходимо что-то оперативно решать.

Что самое любопытное, никаких других внятных инициатив, кроме забавных гуманитарных предложений АСИ, — по крайней мере в публичном пространстве — просто, к сожалению, нет. Все молчат.

Что особенно впечатляет любознательного наблюдателя, так это то, что молчат в первую очередь те, кто на эту тему говорить, по идее, обязан согласно должностному расписанию. Все ровно по великой Фаине Георгиевне Раневской: "ж… есть, а слова нет". В смысле проблема с мигрантами есть. Но она отдельно, а люди, за нее ответственные, — отдельно. Все ушли на фронт борьбы с коронавирусом.

И поэтому весьма славно, что хоть светлые идеи человеколюбцев из Агентства стратегических инициатив дают возможность на эту, вполне животрепещущую, тему поговорить. И хоть как-то разобраться в том, что в этой части отечественного, Господи меня прости, рынка "капиталистического труда" в реальности происходит.

А происходит там простейшая, в сущности, вещь: на фоне кризиса сбылась мечта ряда наших светлоликих демократических экономистов и прочих ораторов за права человека "из среднего и мелкого бизнеса". То есть, по-русски говоря, все "ненужные люди" бизнесом, который сам же их сюда радостно и ввозил, по самым разнообразным "схемам", по квотам и без, легально и не очень легально, — были не менее радостно выброшены, извините, на хрен. В связи с форс-мажорными обстоятельствами: без выходного пособия, вникуда. Там, где это законодательство позволяет, разумеется.

И теперь, после всей этой неописуемой красоты, "ответственные люди из бизнеса", в том числе и представляющие интересы того бизнеса, который лично мне больше напоминает работорговлю, предлагают государству решать их собственные проблемы с завезенными ими же самими мигрантами. Иначе, типа, начнется, да и вообще "закрывайте этажи, будут нынче грабежи". Нет, сам-то "ответственный бизнес" тут даже и вовсе ни при чем: просто так нечаянно получилось. К тому же, ему и самому помощь от государства нужна… 

Разумеется, речь идет не о любом бизнесе, а именно что "ответственном" в кавычках. На словах. Потому как, будем откровенны, бизнес, который не разговаривает об ответственности, а несет ее, как раз как-то справляется в том числе и с миграционными проблемами. Иногда, как под Мурманском, если требуется, даже делая медицинские обсервации для работников, не прерывая трудового процесса. А, следовательно, и всех положенных работнику выплат не прекращая, вне зависимости от того, мигрант этот работник или не мигрант. 

Просто вот этот вот реальный бизнес не делит своих работников на мигрантов и не мигрантов, а делит исключительно по категории "полезности/бесполезности". Что, безусловно, тоже не очень гуманно, но хотя бы логически объяснимо.

А вот там, где возникает "ответственный бизнес", любящий словосочетание "экономика издержек" и хеджирующий собственные риски "эффективности" через тщательно пестуемые дыры даже не столько в миграционном, сколько в трудовом отечественном законодательстве, — там просто беда.

Впрочем, по порядку. Давайте сразу определимся: проблема, которую нам сейчас пытаются преподнести исключительно как миграционную, не миграционная на самом деле, а социальная. Потому как, будь у него такая возможность, "ответственный бизнес" (я специально закавычиваю эти слова) с точно таким же удовольствием, как мигрантов, выкинул бы на улицу "по форс-мажору" и российских работников. Просто на сегодняшний момент времени это, мягко говоря, немного сложней.

И именно поэтому проблему трудовых мигрантов в оперативном режиме сейчас рассматривать абсолютно бессмысленно: сейчас надо просто людей спасать, в первоочередном режиме запуская производства с легальными массовыми мигрантскими квотами — те же стройки. Если же они не могут сейчас запуститься, то банкет с обсервацией и/или доставкой на родину может быть только за счет работодателя, который их на территорию РФ ввозил.

И параллельно совершенно безжалостно необходимо отправлять на историческую родину или в жесткую обсервацию до момента отправки всех тех, кто по тем либо иным причинам не желает легализоваться. Делать это было в любом случае надо, вне зависимости от любых коронакризисов. Но сейчас такой удобный момент, который просто грех упускать.

Ну, а стратегически это может быть решено только комплексно, внутри трудового законодательства Российской Федерации. Просто здесь же нужно понимать, что любому "эффективному менеджеру" сейчас банально выгоднее нанять на аналогичную должность с аналогичным набором трудовых навыков и компетенций мигранта, а не местного работника. Обычная бухгалтерия. Даже если ты будешь мигранту платить чуть больше, чем местному, — это все равно выгоднее, хотя бы за счет все тех же обязательных сборов с фонда заработной платы. Тех самых, в частности, которые не так давно в два раза опустили с 30%, но и 15% с ФЗП для человека рачительного тоже, знаете ли, дофига. Да если б только это…

В общем, надо сказать огромное спасибо экспертам из АСИ: несмотря на очевидную маниловщину предложенного ими решения они подняли очень важную тему. В том числе и потому, что одним из последствий нынешнего кризиса, безусловно, станет безработица среди представителей как раз бывшего городского среднего класса.

И тогда проблема с рабочими местами, занимаемыми сейчас мигрантами, встанет еще острей. А решена она будет тогда, когда законодательно будет сформирована ситуация, в которой работодателю будет заведомо выгоднее нанимать даже не гражданина, а налогового резидента Российской Федерации. И именно вопрос "как это сделать", не исключаю, будет ключевым для наших профильных чиновников в ближайшие несколько лет.

Причем решения тут могут быть самыми неожиданными, особенно если взять работающий зарубежный опыт. Например, японский. Где работодатель, нанимающий мигрантов, по закону должен платить мигранту больше, чем японцу, работающему на аналогичной должности.

То есть работодателю нанимать соотечественников банально выгоднее: и там действительно много трудовых мигрантов, но это только те высококвалифицированные специалисты, которые реально нужны и за которых согласны дополнительно платить. Что нам мешает поднять налоги и сборы с работодателей, использующих мигрантский труд? И тут, я просто уверен, внезапно выяснится, что, допустим, профессия водителя троллейбуса или кассира в супермаркете вполне востребована среди безработных москвичей. За это просто надо нормально платить, и тут жизнь заставит работодателей это делать просто без использования "мутных схем", сразу же появляющихся там, где используется мигрантский труд. А многочисленные голодающие московские поэты, студенты и прочие бьюти-блогеры с удовольствием освоят вторую профессию дворника, как это было в советские времена.