Крупнейшие центробанки начали выходить из доллара в ответ на политику протекционизма Дональда Трампа, сообщило агентство Bloombеrg. Экономисты снова заговорили об угрозе мировой торговой войны. Администрация президента США объявила о намерении ввести тариф в 25% на импортную сталь и 10% - на импортный алюминий. Чуть позже Казначейство США опубликовало разработанный тарифный план, направленный против китайских товаров. Он затронет импорт продукции из Поднебесной на общую сумму в 50 млрд долларов ежегодно. Китайское руководство, а также представители Евросоюза в свою очередь пообещали ответные меры против США. Малек Дудаков вспоминает историю торговых войн, их результат и предсказывает, чем обернется новое противостояние.
Торговые войны в истории
Считается, что первой торговой войной в истории стало противостояние между Британской империей и Францией, начавшееся в 1689 г. Тогда британский король Вильгельм Оранский установил тариф в 80% на импорт французского вина, надеясь на то, что он сможет мотивировать жителей своей страны потреблять алкогольную продукцию собственного изготовления. В отсутствие дешевого зарубежного вина англичане обратились к джину, который именно тогда стал фактически общенациональным напитком Великобритании. Он был крепче, чем вино, и это стало причиной ухудшения социального климата в стране. По мнению журналистов того периода, потребление джина привело к резкому росту смертности, преступности и безработицы среди людей, имеющих пристрастие к алкоголю.
Впрочем, началом первой торговой войны, получившей всемирную известность, стало установление тарифов на импорт чайной продукции в британские колонии. Это привело к Бостонскому чаепитию и началу войны за независимость в Северной Америке.
Уже в XIX в. торговые противоречия между Британской и Китайской империями привели к двум полномасштабным войнам, которые вошли в историю как Опиумные. Британская империя силой заставила Китай открыть свои порты для международной торговли и снять ограничения на ввоз опиума.
У Соединенных Штатов Америки также имеется большой опыт участия в торговых войнах. Одним из самых первых примеров может служить принятие известного тарифного акта Смута-Хоули в начале рецессии в июне 1930 г. Этот акт поднимал пошлины на ввоз более 20 000 наименований товаров в США – в общем, практически на все товары, которые импортировались в Америку. Средний размер пошлины вырос примерно с 40% до 60%. Утверждение акта Смута-Хоули стало реакцией на финансовый кризис в США, вызвавший банкротство многих фермерских хозяйств и небольших производств. Разработчики закона, сенатор Рид Смут и конгрессмен Уиллис Хоули, надеялись на то, что они смогут защитить отечественного американского производителя в это непростое для него время.
Но эффект от их действий оказался прямо противоположным. Другие страны мира, в первую очередь европейские державы, начали вводить свои пошлины в ответ на действия США. За несколько лет импорт иностранных товаров в США сократился на 66% с $4,4 млрд до $1,5 млрд. Однако экспорт американских товаров в другие страны также рухнул на 61% - с $5,4 млрд до $2,1 млрд. Многие экономисты считают, что именно принятие подобных протекционистских мер усугубило и продлило существующую экономическую рецессию в США и мире и превратило ее в Великую депрессию. Последствия установления новых тарифов и последовавшей за этим торговой войны крупнейших экономик мира были настолько разрушительными, что уже через 4 года новый президент США Франклин Делано Рузвельт начал постепенно от них отказываться.
Различные эпизоды торговой войны имели место и в отношениях США и Советского Союза как до, так и после Второй мировой войны. В течение нескольких лет после образования СССР Соединенные Штаты не имели официальных дипломатических отношений с Москвой и препятствовали американским компаниям вести с ней торговлю. Торговые отношения между двумя странами были юридически оформлены лишь в начале 1930-х гг., однако затем вновь прекратились после начала советско-финской войны.
После окончания Великой Отечественной войны США накладывали различные ограничения на ввоз товаров в СССР, под которые, в частности, попадал импорт высокотехнологичного и научного оборудования. Кроме этого, против Советского Союза вводились и дополнительные тарифы по различным политическим основаниям – например, в ответ на ввод войск в Афганистан в 1979 г.
Конец истории и ВТО
Уже в период после распада СССР и формирования фактического однополярного мира во главе с США казалось, что торговые войны должны уйти в прошлое. Если верить политологу Фрэнсису Фукуяме, наступил "конец истории", а это означало, что теперь любые крупные противостояния между развитыми странами – военные, дипломатические или торговые - будут просто невозможны.
В 1994-1995 гг. появилась Всемирная торговая организация – прямой наследник образованного еще в 1947 г. блока стран, подписавших генеральное соглашение по тарифам и торговле. К началу 90-х гг. более 100 стран мира успели подписаться под этим соглашением, оно охватывало большую часть мировой экономики. Новоиспеченная организация поставила своей главной целью создание юридического базиса для проведения любых переговоров по торговым вопросам.
ВТО не давала возможности ни одной из стран-участников соглашения устанавливать чересчур благоприятные условия для своего внутреннего рынка. Все страны должны играть по одинаковым правилам. Любые торговые противоречия необходимо решать через специальный торговый арбитраж, действующий в рамках в ВТО.
На текущий момент ВТО объединяет 164 страны, еще 23 государства имеют статус наблюдателей. Казалось бы, такая всеобъемлющая международная организация должна свести на нет любые угрозы начала торговых войн.
Однако любому очевидно, что международная торговля зачастую воспринимается как игра с нулевой суммой. Если заводы в твоей стране разоряются потому, что в других странах производить выгоднее, кажется, что во всем виноваты иностранцы и необходимо установить тарифы, чтобы спасти своих производителей. Однако эти тарифы зачастую приводят к тому, что на смену дешевым иностранным товарам приходят дорогие отечественные, что в конечном счете ударяет по потребителям.
Обеспокоенность торговыми вопросами даже в рамках ВТО всегда сохранялась, и попытки создавать для своих компаний более выгодные условия довольно часто предпринимались. Например, в 2002 г. администрация Джорджа Буша-младшего попыталась спасти многие сталелитейные компании, находящиеся на грани банкротства, и ввела 30-процентный тариф на ввоз стали. В ответ на это Евросоюз пригрозил США, что устроит против них настоящую "торговую войну", и вместе с другими странами (Японией, Кореей, Китаем, Бразилией) обратился с жалобой в ВТО на действия администрации Буша. И в 2003 г. комиссия ВТО постановила, что тарифная политика США нарушает нормы торгового союза и наложила на американское правительство крупнейший штраф за всю историю существования организации - около $2 млрд. Под давлением международной общественности администрации Буша пришлось отменить свой тариф. Не помогло ситуации и то, что за год действия тарифа ключевые фондовые индексы США - Dow Jones и S&P 500 - подешевели на 15-30%.
Расчет Китая и угроза развала ВТО
Более тонкую политику долгое время проводил Китай, который использовал для своих целей не столько фискальные методы, сколько монетарные. Народный Банк Китая не стеснялся манипулировать стоимостью юаня, периодически удешевляя его, чтобы дать национальным корпорациям преимущество перед зарубежными компаниями. На действия Китая неоднократно жаловался Дональд Трамп, который в ходе своей предвыборной кампании грозился даже ввести санкции против КНР, если там продолжат работать в том же духе.
А не так давно Трамп начал обсуждать возможность передачи ему права в одностороннем порядке устанавливать тарифы на импорт любых иностранных товаров. Сейчас президенту требуется одобрение простого большинства сенаторов для утверждения таких мер. Как известно, все страны-члены ВТО, в том числе и США, должны проходить через длительную процедуру переговоров, прежде чем они могут получить возможность утверждения новых или увеличения старых тарифов. Однако Трамп в беседах со своими советниками считает эти нормы нечестными в отношении Америки. Почему, например, США не могут сами ввести дополнительные тарифы на ввоз иностранных автомобилей, если сейчас они составляют всего лишь 2,5%, в то время как у Евросоюза, также входящего в ВТО, 10%, а у Китая - все 25%? В ситуации, когда США перестанут исполнять нормы организации, стоит ожидать того, что другие страны также начнут их игнорировать, что может привести к быстрому развалу ВТО.
Но подобный план далеко не единственная угроза ВТО. Даже сами тарифы, уже объявленные администрацией Трампа, прямо или косвенно нарушают правила организации. За их установлением наверняка последуют не только симметричные ответные меры других стран, но и обращения с жалобами в торговый арбитраж ВТО. Пока что, надеясь избежать такого развития событий, Белый дом предложил ряду стран, в отношении которых будут действовать эти тарифы, проведение переговоров по их коррекции. Трамп действует по привычной для него схеме: сначала он объявляет радикальное решение, а затем показывает, что готов пойти на уступки в обмен на какие-то договоренности.
Президентская администрация заявила о том, что дает лидерам Евросоюза возможность до конца мая сесть за стол переговоров и обсудить новые тарифы на импортный металл. Впрочем, президент Франции Макрон считает, что им не удастся уложиться в такой короткий срок, и переговоры нужно вести в течение всего 2018 г.
Евросоюз грозится тем, что может ввести ограничительные меры в отношении импорта автомобилей и мотоциклов американских марок, а также некоторых сельскохозяйственных товаров и алкогольных продуктов (в частности, бурбона). Примерно похожие методы может задействовать руководство Компартии КНР. Не секрет, что США являются одним из главных поставщиков животной и сельскохозяйственной продукции в Китай. Из Америки туда отправляется пшеница, соя, бобы, свинина и говядина. Лидеры Китая полагают, что умеренное повышение тарифов на эту продукцию может обойтись американским производителям на сумму порядка $3 млрд, а также открыть дорогу на китайский рынок их конкурентам из других стран. Тем не менее в комментариях официальных лиц Китая отчетливо читается, что для них это будет вынужденным шагом и они совсем не стремятся развязывать полномасштабной торговой войны с США.
Отказ от доллара и преимущества России
Одним из неожиданных последствий протекционистской политики Вашингтона может стать постепенный отказ от доллара как резервной валюты центробанков. Подобную ситуацию можно было наблюдать еще в период Великой депрессии, когда повышение ставки Федрезерва, надеявшегося сбалансировать расшатанное финансовое положение тогдашней Америки, и принятие акта Смута-Хоули пошатнуло позиции доллара по всему миру. Однако в то время очевидных альтернатив доллару не было: европейские валюты имели гораздо меньше ценности и страдали от большей волатильности, чем американская валюта. Сейчас же локальных альтернатив доллару предостаточно: это и евро, и юань, и рубль, и йена. В условиях, где США попробуют закрыться от международной торговли, значимость доллара в товарообмене существенно упадет. Центробанки начнут продавать долларовые активы в пользу других валют, а также золота, торговля между странами начнет чаще вестись в их национальных валютах. Так называемая дедолларизация лишь ускорится.
Одним из очевидных последствий новой тарифной политики США для России станет возможное уменьшение поставок на американский рынок алюминия. Как известно, корпорация "Русал" - один из главных игроков на алюминиевом рынке в США. Компания поставляет порядка 430 тыс. тонн алюминия в год в Америку. В то же время сами американские компании имеют возможность производить лишь около 740 тыс. тонн первичного алюминия, остальные 5 млн тонн США импортируют из других стран. Введение пошлин почти наверняка повысит стоимость алюминия на внутреннем рынке страны и в краткосрочной перспективе может уменьшить спрос на него.
Другие российские отраслевые компании, вроде ММК и "Северстали", в гораздо меньшей степени представлены на рынке Америки. Например, по словам представителей самой "Северстали", в их структуре поставок на долю США приходится лишь 2% выплавляемой стали. Компания считает, что сможет перенаправить эти ресурсы на другие рынки после утверждения пошлин.
А вот вышеупомянутая дедолларизация может оказаться значимым фактором для российской экономики. Российские экспортеры нефти и газа смогут продавать ресурсы странам-членам ЕС за евро, Польше – за злотые, а Китаю - за юани. То же самое может коснуться поставок сельскохозяйственной продукции - пшеницы, овощей и фруктов. Определенные наработки в этом направлении уже имеются: российские сырьевые компании не первый год предлагают торговать нефтью с Китаем в обмен на юани. Да и сам Китай не так давно объявил о запуске фьючерсов на нефть в юанях. Такие меры позволят России формировать более гибкую финансовую и торговую политику в отношении с другими странами и лучше обеспечивать защиту своего национального суверенитета.