Сервис показа коротких видео TikTok стал символом противостояния западного мира и Китая. Это первое китайское социальное медиа, добившееся популярности за пределами Поднебесной. Теперь ему грозит международный рейдерский захват и раздел активов. Сейчас компания судится с администрацией Трампа, которая пытается запретить соцсеть на территории страны. Сервис хотят заставить продать активы американской компании. На это китайской ByteDance, владеющей TikTok, отводится 90 дней. В противном случае ей грозит блокировка. Владельцы TikTok выбрали самое неудачное время для вывода продукта на мировой рынок, за что теперь могут поплатиться контролем над своим детищем. Малек Дудаков — о битве Трампа с китайской соцсетью.
Феномен TikTok
Популярность TikTok многие объясняют психологией подрастающего поколения, которое является основной целевой аудиторией этого ресурса. Поколение Z, или как его называют в Америке The Founders ("Основатели"), отдает предпочтение чувствам и эмоциям в противовес рациональности. Для него важны личный опыт и ощущения, которые оно ценит выше, чем какие-то материальные блага. Этот же подход используется поколением Z в процессе познания мира и общения со сверстниками. Скажем, Facebook* и Twitter видятся им устаревшими, преимущественно текстовыми, поэтому "сухими" соцсетями. YouTube требует определенных усилий и вложений для создания контента, порог входа на этот сервис сильно поднялся за последние годы. А вот TikTok позволяет в домашних условиях снимать эмоциональные видеоролики и быстро становиться популярным — достаточно лишь иметь на руках простенький смартфон.
Нельзя сказать, что формат, предложенный TikTok, — это нечто абсолютно новое для индустрии социальных медиа. Он во многом копирует проект Vine, созданный сотрудниками Twitter еще в далеком 2012 году. Концепт Vine также основывался на идее о том, чтобы дать возможность пользователям делиться друг с другом короткими видео продолжительностью до одной минуты. На пике популярности число пользователей Vine было близко к 200 млн человек, но прибыли он приносил мало. Руководство Twitter в итоге посчитало, что овчинка не стоит выделки, и закрыло проект в 2016 году. И буквально в этот же момент появился TikTok: сначала он вышел на китайский рынок, затем перекинулся на другие страны Азии, а спустя год добрался и до Запада.
К текущему моменту TikTok стал самой популярной соцсетью у подростков, его аудитория приближается к миллиарду пользователей. Китайский рынок остается для него самым главным, хотя американские и индийские рынки также занимают немалую долю. Успех TikTok может войти в историю как невероятно быстрый взлет нового социального медиа. Особенно учитывая тот факт, что рынок соцсетей уже пребывает в зрелом состоянии и конкуренция на нем носит очень жесткий характер. Однако победа TikTok над своими конкурентами произошла при самых неблагоприятных обстоятельствах, какие только можно представить.
TikTok — это первая китайская соцсеть, ставшая мировым феноменом. В прошлом китайские компании, обычно копировавшие западные концепты, создавали продукты только под свой внутренний рынок. Они понимали, что в остальном мире их аналоги Facebook* или YouTube просто не будут котироваться. Китай, прочно закрывший свою зону интернета от конкуренции извне, устроил для местных IT-гигантов "тепличные" условия. TikTok воспользовался тем, что прямых конкурентов в остальном мире у него просто не было, поэтому он уже на второй год существования стал ориентироваться больше на внешний рынок, чем на внутренний.
TikTok-тролли Трампа
Взрывной рост популярности TikTok в США пришелся на первые годы президентства Трампа. Отношения Вашингтона и Пекина стремительно ухудшались, между странами начиналась торговая и финансовая война. Однако первые проблемы у TikTok возникли лишь в самом конце 2019 года. К тому моменту торговая война с Китаем уже переключилась на рынок IT и высоких технологий. Китайский телекоммуникационный гигант Huawei попал под американские санкции, ему закрыли доступ к иностранным технологиям и патентам. Администрация Трампа объявила "крестовый поход" китайским амбициям в сфере 5G, выступая за то, чтобы страны мира отдавали предпочтение американским компаниям при размещении сетей нового поколения.
Именно в тот момент стало известно, что ФБР открыло расследование в отношении TikTok о сохранности данных американских пользователей. Ведь TikTok принадлежит китайской компании ByteDance, чья штаб-квартира располагается в Пекине. По китайскому законодательству любая частная фирма обязана в полной мере сотрудничать со спецслужбами Китая и передавать им любую информацию, в том числе и о личных данных юзеров. Этот правовой момент и вызывает беспокойство у властей США. Нет доказательств, что TikTok собирает больше данных пользователей, чем остальные соцсети. Но сам факт того, что он должен подчиняться законам авторитарной страны, которая может использовать сведения об американцах в "гибридной" войне с США, стал основанием для начала расследования деятельности TikTok.
Ситуация с охватившей мир пандемией на время отодвинула на третий план драму вокруг TikTok. Но в июне 2020-го случилось событие, которое невольным образом решило судьбу соцсети. Трамп проводил свое первое предвыборное мероприятие с начала эпидемии в Оклахоме. Молодые демократы запустили кампанию "троллинга" в TikTok, призывая пользователей регистрироваться для участия в этом митинге Трампа. В итоге больше миллиона человек смогли успешно зарегистрироваться на мероприятии, но подавляющее большинство из них и не думало там появляться. Две трети мест оказались зарезервированы за "TikTok-троллями", которые не приехали, и Трампу пришлось выступать перед полупустым стадионом. Американский президент был так недоволен этой выходкой, что даже поменял начальника предвыборного штаба.
Болезненный удар по самолюбию Трампа нанесла, конечно, не сама соцсеть. Однако использование платформы для того, чтобы обмануть президентскую команду, вновь вернуло TikTok в фокус внимания Белого дома. И спустя два месяца Трамп подписал указ о блокировке TikTok на территории США. Почти одновременно с этим похожие меры были приняты в Индии. Два крупнейших рынка у соцсети после родного китайского начали закрываться.
Блокировка TikTok означает в первую очередь то, что его приложения больше не будут доступны в магазине AppStore на iOS и Google Play на Android для пользователей США и Индии. Те, кто уже имеет на своем смартфоне это приложение, не смогут получать обновления. Также ссылки на сайт TikTok или его приложения могут удаляться из поисковиков.
Чуть позже Трамп скорректировал свою позицию: он дал владельцам TikTok ровно один месяц на то, чтобы продать бизнес компаниям из США. В таком случае им будет позволено продолжать свою работу. В первых рядах желающих выкупить TikTok оказались Microsoft и Twitter. Корпорация из Редмонда имеет тесные связи с нынешним министром финансов Стивом Мнучиным и надеется благодаря этому стать основным выгодополучателем раздела активов TikTok. Twitter же так до сих пор и не может смириться с тем, что он угробил свой аналогичный продукт Vine буквально в тот момент, когда его формат стал популярным. Именно Мнучин, считающийся центристом в кабинете Трампа, выступает против блокировки TikTok, опасаясь срыва переговоров США и Китая. В то время как "ястребиные" стратеги Трампа вроде советника по торговле Питера Наварро, наоборот, считают, что нужно жесткими методами бороться со всеми без исключения китайскими компаниями.
Пока в Белом доме обсуждают, стоит ли заставлять TikTok продавать весь глобальный бизнес или только американский, сама компания подала в суд на действия властей США. Она называет их политически мотивированными. Это "секрет Полишинеля": конечно, решения Трампа политически мотивированы. Но шансы иностранной компании выиграть в американском суде минимальны: на нее просто не распространяется конституционная защита в США. Поэтому Трамп, скорее всего, добьется желаемого результата еще до ноябрьских выборов. TikTok придется смириться с потерей бизнеса или пойти на конфронтацию и отказаться от американского рынка.
Последствия для TikTok
На место TikTok уже метят новые проекты, которые копируют его формат: сервис Reels от Instagram и независимый американский стартап Triller. Последний почти официально поддерживается Трампом: президент США создал там свою официальную страничку и призывает сторонников следовать его примеру. Но пока что эта площадка не становится особенно популярной. Скажем, у Трампа там всего лишь несколько тысяч подписчиков, что выглядит как капля в море в сравнении с многомиллионной армией последователей американского президента в других соцсетях.
Если ситуация вокруг TikTok пойдет по жесткому сценарию и его заблокируют, то это одномоментно изменит образ жизни миллионов американских подростков. Такой шаг может привести и к политическим последствиям: ведь эти ребята близки к возрасту совершеннолетия, что дает им право голосовать на выборах. И они вряд ли станут поддерживать президента, который запретил им пользоваться самым любимым социальным приложением. А в случае продажи TikTok американцам администрация Трампа, выступающая гарантом этой сделки, наверняка поставит свои политические условия, которые должны будут впредь выполняться соцсетью. Самым очевидным требованием Трампа может стать запрет на любую политическую цензуру. Происходящее в других социальных медиа — с повальной блокировкой "неправильных" и неполиткорректных авторов — не должно распространяться на TikTok. Тот, кстати, даже сейчас довольно лояльно относится к политическому контенту. Правда, TikTok оскандалился тем, что он удалял чувствительные для Китая видео, упоминавшие события на Тяньаньмэнь или поддерживающие протестующих в Гонконге. Однако соцсеть особо не вмешивается в западный политический дискурс и дает возможность свободно самовыражаться и правым, и левым.
Молодые республиканцы и демократы в США имеют популярные аккаунты в TikTok, создавая на коленке агитационные ролики за и против Трампа. Периодически в TikTok возникают и очень спорные кампании — например, сейчас стало популярным публиковать видео якобы от имени жертв Холокоста, которые с того света отправляют сообщения в соцсеть.
В Израиле призывают блокировать такие видео, называя их поруганием памяти настоящих жертв Холокоста. Впрочем, TikTok отказывается что-либо предпринимать, как и в отношении большинства других околополитических видео, стремясь сохранить свою аудиторию за счет политики свободы слова. Но неопределенность вокруг будущего соцсети все равно приводит к оттоку пользователей: и к его конкурентам Reels с Triller, и в альтернативные соцмедиа вроде YouTube и Instagram. Даже если ситуация сложится в пользу TikTok, удар по его рыночным позициям будет таким значительным, что он может потом и не оклематься. Этот исход вполне устроит истеблишмент США, который таким образом лишь укрепит монополию американских цифровых гигантов на глобальном рынке.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ