25 марта Владимир Путин обратился к нации. Он призвал людей ответственно отнестись к своему здоровью, не надеется на "русский авось", объявил следующую неделю нерабочей, а также рассказал, как государство поддержит людей и бизнес, терпящий убытки из-за коронавируса. Кроме того, глава государства перенес голосование по поправкам в Конституцию с 22 апреля на другой день. Он пока не определен, дата будет зависеть от ситуации с заболеваемостью и распространением вируса в России. В большей степени обращение президента было экономическим. Дмитрий Лекух анализирует предложенные меры поддержки и объясняет тем, кто не до конца оценил масштаб изменений, почему это обращение можно считать рубежным.
Несмотря на всю громкость обращения Путина к нации, системное значение предложенных им мер, особенно в экономической части, до сих пор недооценивается. Текст документа, что называется, рубежен.
По сути, он является не просто прямым руководством к действию, но еще и к такому действию, которое ни много ни мало подрывает, если хотите, весь сложившийся социальный уклад. Тот самый, который еще совсем недавно, ничуть не стесняясь, в некоторых московских гостиных обсуждали как своеобразный "проект сословного государства". И в котором новая офшорная аристократия, в частности, и офшорная экономика вообще были явлениями системообразующими, окормляющими многие жизненно важные для государства отрасли — не только сырьевые и транспортно-логистические, но и, например, медиасферу.
В массовое же сознание это входило под разными красивыми лозунгами: как "действия власти в интересах экономики", иногда и прямо "действия в интересах бизнеса". Хотя, по большому счету, к предпринимательству в части доходной это не имело никакого отношения, а имело отношение исключительно к механизмам распределения: в лучшем случае прибыли, в худшем — откровенно наворованного бабла. Так вот, ребят, вы, наверное, не поняли, но тренд немного сменился. И действовать теперь придется не в интересах экономики и бизнеса, а в интересах граждан, президент вам это уже, по-моему, просто замучился повторять.
Поскольку у большинства граждан вообще память чуть дольше, чем у рыбки гуппи, напомню, какие антикризисные меры предлагал бизнес буквально в течение последней недели. Повышение ставки по ипотеке — раз. Повышение цен на бензин — два. И бог с ним, что нефть упала, но ведь и "спрос просел". Надо повышать, а то выпадают доходы, или пусть государство доплачивает. "Независимый топливный союз" напрямую обратился к государству чуть ли не с ультиматумом: или вы нам даете по этому поводу денег, или мы поднимаем цены на бензин. Подчеркну, при обрушившейся цене на нефть.
Но и это еще не все. Третья мера — государственная компенсация доходов фитнес-тренеров, гувернеров, личных парикмахеров, массажистов, артистов, пиарщиков, секретарей и прочих "наполовину фрилансеров", зарплаты которых находятся "в серой зоне". Мол, больничный, бедняжки, будут вынуждены получать "по ничтожной белой зарплате". Не смейтесь: отдельные предприниматели и этот вопрос тоже ставили вполне официально и всерьез.
В-четвертых, бесплатный и максимально комфортный вывоз с дальних дорогих островов социально близких отдыхающих в связи с угрозой коронавируса. Причем, непременно с указанных ими островов в указанные ими дни. Желательно с компенсацией со стороны государства оставшихся недогулянными дней отпуска — это само собой.
И если с эвакуацией государство, скрипя зубами, согласилось — все же это наши граждане, граждане бывают разными, но спасать надо всех — то со всем остальным у "бизнеса" и его лоббистов вышел, мягко говоря, облом и в чистом виде фрустрация. Вместо роста процентов по ипотеке — ипотечные каникулы. Да ладно бы только по ипотеке: по потребительским (чаще всего — под откровенно ростовщический процент) кредитам — тоже каникулы, хоть теперь парней из аффилированных по-тихому с финансовыми институтами МФО и сопутствующих им коллекторских агентств тоже на каникулы отправляй, и к кому они тогда завтра за деньгами придут?
Вместо отправки работников в неоплачиваемые отпуска — повсеместный оплачиваемый выходной. Нет, для предпринимателей, которые реально работают на земле, пряники все-таки превышают синяки и шишки. Одно долгожданное (никто и не верил уже) снижение ставки страховых взносов для малого и среднего бизнеса с 30% до 15% или тот самый проклинаемый всеми "налог на работодателей", наглухо державший рост рынка белых зарплат для реального сектора, так компенсирует потери реального сектора, что открывающиеся сейчас в финотделах крупных предприятий бутылки с шампанским скажут об очень многом.
Это были реально грабительские взносы с фонда оплаты труда, с этим давно надо было что-то реальное делать: спасибо хоть коронавирусу, тут по-настоящему помог. И отсрочка по налогам, кроме НДС, малому и среднему бизнесу, и введение моратория на шесть месяцев на подачу заявлений кредиторов о банкротстве компаний и взыскании долгов выглядят приятным дополнением. Меры социальной поддержки для населения также безумно важные и интересные, но я сейчас просто несколько не о них.
Но вся эта налоговая красота по-настоящему хороша, повторюсь, только для реального сектора. Для тех, кто сидел на потоках и регулировал в интересах бизнеса, это вообще из какой-то параллельной вселенной, ни о чем.
Обложение адекватным налогом всех выплат доходов, уходящих в офшоры не в 2%, а в тоталитарные 15% или НДФЛ в 13%, распространяющийся на доходы от депозитов и вложений в ценные бумаги при теле вложений свыше миллиона рублей, — это для людей с финансовых потоков очень серьезно. Решение по офшорам переводит ряд "серых" и приблизительных полукоррупционных схем в откровенно криминальные, что подрывает самые основы существования новой сословной аристократии. Это ведь не олигархи гонят деньги на Кипр, вы удивитесь, к примеру, узнав, сколько там посредников ЖКХ и прочих представителей региональных элит. Будем откровенны, и связанной с ними весьма серьезно прослойки чиновничества. Причем нельзя сказать, что их об этом не предупреждали: даже амнистию капиталов объявляли, чем многие умные люди и воспользовались. А дальше все абсолютно в стиле Путина: кто не спрятался — он совершенно точно не виноват. К тому же, коронавирус смотрите как удобно лежит…
Нет, конечно, никто не говорит, что действующий глава Российской Федерации затеял это дело исключительно для того, чтобы прижать хвост офшорной аристократии: в конце концов, не стоит оно того. Да и с точки зрения государственного строительства решение о переносе голосования по поправкам в Конституцию вообще гораздо важней. Тут интереснее другое: экономические меры и по офшорам, и по банковским вкладам, и по резкому снижению (в два раза!) страховых взносов, по факту являющихся налогом на фонд заработной платы, только вводятся как антикризисные, но заранее декларируются как вполне постоянные. Президент этого и не скрывал.
Но главное в этом послании все-таки его тональность. Пожалуй, впервые в новейшей истории России тяготы по преодолению кризиса не возлагаются на население страны (о чем и просил бизнес), а равномерно "раскладываются" на бизнес и государственную власть. И это действительно рубежное заявление для любого — подчеркиваю, любого! — главы российского государства. Потому как граждане, нет никакого сомнения, это запомнят. И отступления от этого, весьма, кстати, правильного, на мой взгляд, вектора, вряд ли кому простят.
Бизнесменам, как и действующим чиновникам разных уровней, просто предложено ощутить себя частью народа. Который многие из них, будем уж откровенны (я писал о многочисленных скандалах с "макарошками"), не то чтобы презирали, но откровенно считали себя лучше. И были убеждены, что общие правила не для них. И офшорные 2% по сравнению с 13% "для простого народа" их в этой уверенности только укрепляли. А вот теперь надо, пожалуй, начинать заново привыкать к обратному.
Но вы, граждане, не беспокойтесь: мы, тот народ, которым вы пытались управлять без принадлежности, не самый плохой и вполне законопослушный. И быть полноценным гражданином России — это совсем не больно, а экономика должна работать на социум и получать за это свои законные ништяки. Это вполне нормально. Ненормально — когда социум работает на экономику, когда народ должен оплачивать кризисные издержки, когда приватизируются прибыли и национализируются убытки. Вот это ненормальное общество. Глупо за столько лет этого не понимать настолько, что президенту приходится с каждым разом все жестче об этом экономике напоминать.