Статьи

Цена "макарошек": почему так ярко вспыхнула и быстро погасла "сверхновая саратовская звезда" Соколова

Цена "макарошек": почему так ярко вспыхнула и быстро погасла "сверхновая саратовская звезда" Соколова

Министр труда, занятости и миграции Саратовской области Наталья Соколова заявила, что можно легко питаться на 3500 руб. в месяц. Она даже предложила составить меню. Журналисты выяснили, что сама чиновница заработала в год более 2 миллионов, кроме того, несколько раз оформляла себе по 100 тысяч материальной помощи. Однако на этот раз удивили не суммы и даже не то, что и как говорила чиновница, а то, как быстро отреагировали власти. Губернатор области уволил Соколову через день после того, как в СМИ появилась запись ее рассуждений о "макарошках, которые всегда одинаково стоят". Дмитрий Лекух - о молниеносной реакции власти на слова чиновницы и о том, что означает этот тренд. 

Надо отдать должное: на моей памяти на федеральном медийном уровне еще ни разу так ярко не разгоралась и так стремительно не гасла ни одна региональная "чиновничья звезда". Министра труда, занятости и миграции Саратовской области Наталью Соколову отправили в отставку буквально через день после появления на YouTube видео с записью ее спора с депутатом областной думы от КПРФ Николаем Бондаренко. Политики пытались выяснить, на какую именно сумму можно прожить месяц. Чиновница выразила мнение, что 3,5 тыс. рублей вполне достаточно "для минимальных физиологических потребностей". Однако провести эксперимент и доказать своим примером отказалась, пояснив, что ей "статус министра не позволяет". И теперь уже, пожалуй, только ленивый не написал, что, "лишившись статуса", экс-министр Соколова вполне может проверить свои выкладки понятным и "опытным" путем. Для нее даже составили меню. 

Впрочем, не будем переживать за Наталью Юрьевну. В СМИ уже опубликованы довольно надежные свидетельства того, что муж "диетолога" с педагогическим, как ни странно, образованием и лауреата, кстати, проекта "Кадровый резерв — профессиональная команда страны" владеет рядом предприятий, в том числе и в рыбообрабатывающей промышленности. Как мне думается, семье голодать не придется.

Впрочем, все это скорее из разряда позубоскалить, а в остальном не очень-то и любопытно. Никаких выводов тут, кроме сакраментального "нет ума – считай калека", нам не сделать. Мало ли, кто из чиновников и сколько конкретно глупостей в нашей с вами стране и кому наговорил. Бывало, знаете ли, и похлеще - и ничего. Никто не умер, да и с увольнением "за языковую несдержанность" тут едва ли не первый случай.

Интереснее другое: откуда такая быстрая и жесткая реакция действующих властей на "какое-то" общественное мнение? Почему так резко и именно сейчас "сменился тренд"? И вот на эту тему и было бы по-настоящему занимательно немного порассуждать.

Еще совсем недавно любой человек, приближенный не то чтобы к "власти", но и даже просто "к большим для быдла деньгам" чувствовал себя реальным "королем любой местной помойки". И ему и в голову не приходило, что "просто за слова", причем обращенные не к вышестоящему начальству, а "к каким-то обывателям", его мог ожидать такой печальный карьерный исход.

Вспомним, к примеру, еще совсем недавнюю историю скромного менеджера по связям с общественностью, мгновенно прозванную "историей графини Мерлен". Девушка, вполне причастная к государственным, кстати, молодежным программам, считала возможным оскорблять не просто "обывателей", но и прямых потребителей продукции своей собственной компании. 

И ее не просто не увольняли мгновенно, ее спасало от преследований ее собственное руководство. Вопреки любым законам и "понятиям" как деловой этики, так и просто управленческим правилам, особенно в чувствительной к таким вещам сфере ритейла. Просто из-за принципа принадлежности к своей социальной страте. 

А тут просто бывший министр высказала свое собственное мнение, причем не как "графиня Панина" в открытом доступе. А в частной беседе, вовсе не предназначенной ни для чьих посторонних ушей. Материал с высказываниями госпожи Соколовой, будем откровенны, оказался банально "слит". В конце известного видео экс-министр даже выразила надежду, что это не будет выложено в сети. 

В результате саратовский губернатор Валерий Радаев называет недопустимым пренебрежительное отношение к темам, "имеющим жизненную важность для людей", и увольняет не просто чиновницу, а члена своей команды. При полном одобрении знаковых представителей федеральных властей (депутатами ГД и СФ так вообще публично) государства Российская Федерация. Что означает, как минимум, что данное увольнение отнюдь не волюнтаристское решение отдельного губернатора, а представляет собой одобряемый "общефедеральный тренд". Так что же такого произошло?

История с вышеупомянутой "графиней", которую под влиянием общественного мнения все-таки пришлось уволить, и недавний казус с высокооплачиваемыми футболистами, которых все-таки арестовали "по хулиганке", – это и есть то самое "гражданское общество", со всеми его плюсами и минусами, которого так ждали. И которое крепко напугало "элиты" таким вот своим внезапным возникновением.

Но основной перелом в самосознании элит произошел все-таки не из-за "казуса Кокорин-Мамаев", а в результате последних региональных выборов. Во время которых обозначился любопытнейший тренд отделения "рейтингов Путина", которые, чего уж там, по-прежнему достаточно высоки для решения любых президентских задач, от рейтингов любых иных, в том числе и региональных элит. 

И элиты внезапно осознали, что им довольно давно говорил все тот же президент России: ребят, источником вашей власти, как и любой власти в стране, является, согласно Конституции, не вышестоящее начальство, а российский народ. И если вас не захочет видеть в ваших креслах народ, то ни один начальник, в том числе и сам президент России, вам, к сожалению, не поможет. 

Или, как точно подметила председатель ЦИК Элла Панфилова, рейтинг Путина - не зонтик, под ним всех от стихии не укроешь. 

И мне - и в силу профессии, и в силу просто приятельских отношений - доводилось говорить на эту тему со многими, в том числе и видными представителями политического класса. Для многих из них это был самый настоящий шок. Теперь всем, на всех уровнях придется бороться отнюдь не только за начальственную, а именно за народную любовь. 

Кстати, что самое смешное, "самый большой начальник" в нашей стране это не просто понимает, он вполне членораздельно говорил об этом при каждом удобном случае. Но вот только весьма значительная часть "элит" относились к этим словам, к сожалению, скорее как к ритуальному заклинанию. В результате чего даже точечные поражения в некоторых регионах оказались для них по степени эффективности воздействия даже не как холодный, а как самый настоящий "ледяной душ". 

Отсюда скорее всего и проистекает такое трепетное отношение к общественному мнению, по крайней мере, в его "резонансных" проявлениях. И это уже не случайность, а, судя по всему, довольно системный тренд. От того, сумеет ли он закрепиться в социальной, деловой и политической жизни нашего государства, как раз и зависит то, каким будет будущее нашей с вами страны.