Статьи

Враг британской короны, Сороса и капиталистов: как Линдон Ларуш обратил против себя Запад и снискал славу в России

Враг британской короны, Сороса и капиталистов: как Линдон Ларуш обратил против себя Запад и снискал славу в России

12 февраля в США скончался известный левый идеолог, конспиролог и философ Линдон Ларуш. Он был советником Рейгана и порицаемым учеными маргиналом-идеалистом. Он запомнился как автор нескольких теорий заговора, но последователи будут помнить и ценить его за прозорливость и способность предсказать мировые кризисы. Сергей Харламов рассказывает, кем останется в истории "последний розенкрейцер".

Линдон Ларуш хорошо известен российским политологам. Он пришел к ним в 90-е, когда российские мыслители были подавлены несостоявшимся коммунистическим будущим и были вынуждены принимать либерально-демократическое настоящее, которым всю страну кормили с ложки.

Он хорошо вписался в это идеологическое безвременье, предложив философам систему критического знания о капитализме. Осуждающие тезисы о глобализме, о всемирной финансовой системе, роли свободной экономики были восприняты вырвавшейся из коммунистической среды паствой благосклонно. Но у себя на родине Ларуш действительного успеха не имел.

Портрет художника

Линдон Ларуш

Линдон Ларуш — потомок канадских американцев, квакеров, он родился в 1922 году. Его отец был предпринимателем средней руки — создал обувной бизнес и много зарабатывал, но капитала не скопил. Биография его сына после достижения им совершеннолетия противоречива. Российские политологи пишут, что Ларуш разругался с родителями, которым религия не позволяла отпустить его на войну, и сам поехал в Индию и Бирму в 1944 году. Воинская повинность распространялась на Ларуша, хотя тот честно исполнял пацифистские заветы родителей (например, его часто били в школе, потому что он не хотел дать сдачи). В итоге он был отправлен в Гражданскую общественную службу, а в Бирме работал медиком.

После войны увлекся марксизмом, определял себя как троцкиста, записался в ряды Социалистической рабочей партии (СРП). Считал себя выше и умнее рядовых членов, тем представителем буржуазии, который примкнул к рабочим и крестьянам. Хотел, конечно, всем руководить, но был исключен из партии спустя 17 лет, так и не добившись значительных позиций.

Незадолго до начала партийной деятельности он был исключен за неуспеваемость с физического факультета университета Бостона, хотя сам Ларуш утверждал, что ушел по своей инициативе из-за глупости учителей и их узкомыслия, неприятия всего нового. Истина где-то посередине: ему ставили плохие оценки за задания, выполненные не по стандарту, а он расценивал это как ущемление его творческой натуры.

Ларуш и его жена Хельга Зепп

У него было два брака. Во время первого он пытался создавать различные движения, искал единомышленников, боролся за рабочий интернационал. Но в 1977 году встретил Хельгу Зепп, которая стала его спутницей до конца дней. Именно благодаря гражданке ФРГ, социалистке Зепп, жизнь Ларуша заиграла новыми оттенками.

Зепп из разрозненных союзников Ларуша создала в Германии Шиллеровский институт, с которого и начинается история ларушистов. Институт работал по необычному принципу: это был своего рода think-tank (исследовательский центр), только Зепп соединила его с пропагандистскими структурами. Таким образом Шиллеровский институт превратился больше в политическую, нежели научную сеть с филиалами в 50 странах, которые распространяли учение Ларуша по всему миру.

Политологический концепт

Ларуш считал, что капиталистическая система заводит человечество в цивилизационный тупик. Финансовая система, в которой фактическим способом увеличения активов является спекулятивная деятельность (то есть, по версии ларушистов, создание денег из воздуха), абсолютно нежизнеспособна и приведет к краху. В этом смысле Ларуша записывают в защитники золотовалютной системы, в которой деньги привязаны к материальным ценностям. На самом деле Ларуш не отрицал важности экономического роста через биржи, но требовал от финансистов обоснования роста капиталов от ресурсной базы. Каждая добытая финансовая единица должна быть отождествлена с человеком, ее производившим.

Ларуш был левым, но в США его называли фашистом. Его идеи принято считать маргинальными в американской ученой среде, потому что он верил в договороспособность Советского Союза, причем не вообще в принципе, а на поле разработок лазерных технологий. Он считается одним из идеологов "Стратегической оборонной инициативы" (СОИ). Для игры Рейгана он был удобной фигурой: левый, марксист, противник капитализма. Если такого человека сделать советником, а он от лица Рейгана будет разговаривать с СССР и убеждать враждебное правительство в целесообразности СОИ и в том, что программа не направлена против Союза, то это для администрации США настоящий "вин-вин".

"Фашист" — это просто идеологический ярлык, которым определяют тех, с кем не поспоришь, но кого нужно удалить из дискурса. Точно так же обстоит дело с ярлыками "антисемит" и "расист": критикуешь Израиль – ты антисемит. Обвинение Ларуша в фашизме только за то, что он критикует "демократическую", а на самом деле либерально-тоталитарную систему Запада, не имеет под собой никаких оснований и свидетельствует о подмене реального научного анализа политиканством, — считает историк Андрей Фурсов.

Ларуш начал официальные поездки, встречался по вопросам программы с сотрудниками посольства, работниками ГРУ и работал в ООН. В Вашингтоне состоялась открытая встреча с послом СССР Евгением Шершневым. Он искренне считал, что лазерные разработки помогут совершить новую революцию в станкостроении. 

Революции не случилось, а Ларуш запомнился как идеолог "Звездных войн", что добавило порцию мифов в его биографию. Например, после сотрудничества с Рейганом противники Ларуша были убеждены, что он заработал покровительство в ЦРУ. Сам он отрицал сотрудничество, но у ларушистов были очень необычные статьи, которые они печатали в издании Executive Intelligence Review. В статьях было много подробностей, из которых следовало лишь два вывода: либо им поставляют информацию бывшие силовики, либо они нагло врут.

Ларуш и Рейган

Теории заговора

Начиная с 70-х годов ларушисты активно распространяют идеологию своего гуру, активно приправляя его тезисы вольными подробностями. Перу самого Ларуша принадлежит как минимум три концепции:

1. Всемирный банк — мировое зло, отравляющее жизнь экономикам Третьего мира.

Своими кредитами он делает из стран заложников, неспособных вырваться из кредитного круга, накапливая и накапливая проценты. Своими действиями Всемирный банк только усугубляет ситуацию, не давая стране развиваться, снимая излишки и маржу. Это позволяет первым экономикам процветать за счет бедных. Красивая теория, чем-то похожая на тезисы Маркса и Энгельса, только в мировых масштабах.

2. Вся современная история написана и базируется на тезисах Хозяев Мировой Игры, которые руководят современным миром, конструируют смыслы и тщательно оберегают секрет прихода к власти. Ларуш уверен, что существуют наднациональные структуры, которые сформировались на рубеже XV-XVI веков. В пример Ларуш приводит достижения Ост-Индской компании, завоевание Китая и Южной Америки.

Что говорит нам Ларуш? Простые вещи: реальная власть — это тайная власть, многие секреты современности уходят в эпоху рубежа XV-XVI веков, есть некие наднациональные структуры, которые управляют историческим процессом или, как минимум, направляют его. Ларуш совершенно верно фиксирует роль Венеции и Ост-Индской компании в развитии современного мира, его господствующих групп, — заключает Андрей Фурсов.

3. Английская королева и вся семья британской короны — основатели крупнейшего наркокартеля в мире.

Для распространения своего влияния британцы используют международные агентства. Например, принц Филипп под эгидой Фонда дикой природы (WWF) координировал геноцид в Руанде и продолжает управлять этническими конфликтами в странах Третьего мира. Такое мнение о принце Ларуш высказал, когда Филипп произнес фразу "Я бы сам стал смертельным вирусом, лишь бы решить проблему перенаселения". 

По мнению Ларуша, британская корона создала некий "Клуб островов", который насаждает рок-культуру и фантастику для оболванивания населения планеты. Королева Елизавета, продолжает он, сама пишет фантастические книжки по аналогии с ее предшественницей королевой Викторией, которая считается автором "Алисы в стране чудес".

Ларуш и его последователи всегда были не только антикапиталистами, но еще и заклятыми врагами Британии. Ларушисты отличаются большим патриотизмом и даже национализмом, несмотря на то, что их "предводитель" предлагал пролетариям соединяться.

Реакция на теории Ларуша, по мнению его последователей, есть следствие истерии истеблишмента, который почувствовал в Ларуше своего врага. Оппоненты Ларуша не спорят с отдельными тезисами, а опровергают всю его систему ценностей, безосновательно отрицают научность его трудов.

Ларуш в суде, 1989 год

За это, считается, Ларуш и сидел в тюрьме. В 1988 году он был пойман на мошенничестве и уклонении от уплаты налогов после серии лекций, на которых он призывал бизнесменов перестать платить по кредитам. Следователи говорят, что посадили Ларуша за то, что он получал от сторонников займы и не отдавал их. Он был приговорен к 15 годам тюрьмы, но вышел через 5 — как считается, тоже благодаря связям в администрации Билла Клинтона.

Ларушисты продолжают дело основателя. Они пропагандируют сегодня и другие теории: например, что Генри Киссинджер был агентом КГБ, что передача СПИДа идет через прикосновение (требуют изолировать больных), что евреи захватили мировую финансовую систему — авторы Executive Intelligence Review считают финансиста Джорджа Сороса практически олицетворением всего зла на планете. 

Главное отличие конспирологических теорий от научных — верифицируемость. Это означает, что каждая теория может быть подвергнута критике и опровергнута. На ее основе должно родиться новое научное исследование. Конспирология отрицает такой способ познания, предлагая единственную альтернативу, с которой приходится только соглашаться и верить. Именно по конспирологическому принципу и строят свою систему ценностей ларушисты: если отвергнуть хотя бы какой-то столп, то вся идеология (а иначе это не назвать) развалится.

Линдон Ларуш "предсказал" кризис 2008 года, за 20 лет до его начала. По заверению Юрия Громыко, директора Института опережающих исследований, Ларуш с точностью "до сотых" предсказал расхождение денежной массы и реального сектора экономики, которое и стало долгосрочной причиной кризиса 2008 года. Это не единственное предсказание политолога: он прогнозировал усиление китайской экономики на основе выпуска массовых технологий, когда о Китае все еще говорили только как о перспективном направлении с дешевой и малообразованной рабочей силой.

Увидеть кризис Запада было делом жизни Ларуша. Здесь будто бы сыграл закон Мерфи, ведь если что-то плохое может случиться, то оно обязательно случится, надо только ждать. Ларуш дождался, хоть в 2008-м ему было уже 86 лет.

90-е для Ларуша были отличным временем, когда ему в том числе покровительствовал клан Клинтонов. Ларушисты считали, что Клинтон поддается внушению. И Ларуш вдруг стал писать о президенте США комплиментарно:

Что же делает президент Клинтон? Он закладывает, камень за камнем, фундамент для строительства моста от кризиса к основаниям будущего глобального экономического возрождения, к созданию реальных условий для всеобщего мира и безопасности через партнерство экономического развития.

Герой левого движения пытался стать президентом 8 раз, с 1976 года по 2004-й, в основном, как ни странно, от Демократической партии. В 1992 году он пытался баллотироваться, даже находясь в тюрьме. В 1990-м пытался пройти в Конгресс от штата Вирджиния. Все его попытки были неудачны, что он, по обыкновению, связывал с трепетом правящих кругов перед его правотой.

Сотрудничество с русскими

Ларуш вместе с Сергеем Глазьевым

Ларушу было очень просто заручиться поддержкой именитых россиян. Проводником его мыслей в России стал Тарас Муранивский, который в советское время был исключен из партии, а в 90-е был успешным профессором Украинского университета. Он познакомился в 1991 году с представителями берлинской ячейки Шиллеровского института и начал переводить труды Ларуша. Он смог обеспечить журналам института доступ к подписке ведущих российских университетов (то есть университеты платили деньги за литературу о заговорах, что составило в то время большую часть доходов ларушистов), у него появилось около 150 последователей в ученых кругах.

В Москве появился "офис" EIR — на самом деле фактически это была квартира Муранивского, в которой он складировал экземпляры журнала и готовил их к публикации. 

Но в России сформировалась и оппозиция ларушистам — в основном в нее вошли профессоры ГУ ВШЭ и ИНСОРа, которые выступали с позиции праволиберальной идеологии и защищали свободный рынок.

Нашел Ларуш и приятелей в политическом истеблишменте. Он был другом Сергея Глазьева, в 90-х — министра внешних экономических связей, сейчас — советника президента. Под его влияние попали экономист Татьяна Корягина, в начале 90-х она была народным депутатом. Также с его трудами внимательно ознакомились Хазин, Кобяков, публицисты Проханов и Максим Калашников.

Ларушсты с лозунгами в защиту России после победы Трампа. Они уверены, что Россия не совершала атаку на выборы в США, а все сделало ФБР

Нельзя сказать, что идеология Ларуша особенно прижилась в России. У нас нет партии, разделяющей или копирующей взгляды ларушистов. Тем более нет и каких-то государственных проектов, основанных на идеях Ларуша. 

Ларуш не был миллионером, как утверждали его противники, не был чиновником, не был членом группы тайных властителей мира, хотя его и называют "последним розенкрейцером" (член средневековой влиятельной религиозной структуры). Сам бы Ларуш на такой титул скорее обиделся бы. Кем же он был?