Статьи

Налог на вклады: зачем Минфин пугает граждан

Налог на вклады: зачем Минфин пугает граждан

На прошлой неделе на Красноярском экономическом форуме замминистра финансов РФ Илья Трунин предложил взимать НДФЛ с банковских вкладов граждан. Он заявил, что это его личное предложение, которое он хочет обсудить. Минфин позже опроверг информацию о введении налога на депозиты. Александр Разуваев рассказывает, возможна ли такая реформа в будущем, и объясняет, почему надо быстрее нести деньги в банки.

Ввести налог на депозиты Минфин предлагал и ранее. В министерстве тогда это поясняли необходимостью уравнять налоги по облигациям, которые составляют 13%, с налогами по депозитам. Позднее появились официальные разъяснения: "Минфин не готовит предложений по обложению НДФЛ доходов от депозитов", - сообщалось в официальных аккаунтах в соцсетях Facebook и Twitter.

Сейчас подоходным налогом облагаются проценты по рублевым вкладам, если процентная ставка по ним превышает ставку рефинансирования Центрального Банка на 5 процентных пунктов. В случае с валютными вкладами - если превышает 9% годовых. В свое время такие правила были установлены для борьбы с серыми схемами выплаты зарплаты. Тогда серая зарплата порой выплачивалась в виде астрономических процентов по вкладам.

Но вернемся к обычным вкладчикам. Впервые идея облагать доходы по частным вкладам появилась осенью 1994 года. В России тогда была гиперинфляция, процентные ставки составляли несколько сотен процентов в год, и чиновникам показалось, что россияне могли бы поделиться с государством. Население тогда очень нервно отреагировало на эту идею, бросившись снимать вклады и скупать доллар в обменных пунктах. Тогда это стало одним из факторов мощной девальвации рубля. На продаже долларов и немецкой марки населению и девальвации тогда неплохо заработали близкие к власти и сырьевым монополиям коммерческие банки.

Налоги далеко не всегда бывают справедливыми. Например, есть налог на дивиденды. Дивиденды выплачиваются из чистой прибыли, т.е. после того как компания выплатит все налоги. Считать ли налог на банковские проценты справедливым или нет – можно спорить очень долго. В России до сих пор существует достаточно негативное отношение к классу рантье. Еще осталась советская точка зрения, что любой человек обязательно должен ходить на работу.

Однако можно смело утверждать, что в обозримом будущем россиянам бояться не стоит. Налога на депозиты не будет. Мера эта однозначно очень непопулярная. Перед президентскими выборами на нее никто не пойдет. Несмотря на проблемы с доходами бюджета, правительство отказалось даже от введения прогрессивной шкалы НДФЛ.

Плюс внешнее кредитное окно для России по-прежнему закрыто из-за санкций. И внутренние источники финансирования - прежде всего деньги населения – почти единственное, на что могут рассчитывать национальный банковский сектор и российская экономика.

Банковским вкладам для рядового россиянина по факту нет альтернативы. При этом обязательства Сбера или ВТБ по факту - квазисуверенный долг. Т.е. долг самой Российской Федерации. Если они рухнут, то в России мгновенно случится революция. Это прекрасно понимал даже Ельцин, который по факту спас Сбер после дефолта 1998 года за счет печатного станка. Политическое решение тогда выполнил руководитель ЦБР Виктор Геращенко. Вообще Сбер, конечно, находится в более выгодном положении, чем другие государственные банки. За ним стоит ЦБР с международными резервами в размере около $400 млрд и печатным станком. Формально правительство может обанкротится, а ЦБР никогда.

Сейчас российский корпоративный сектор подводит итоги года. Дивиденды по некоторым акциям превышают доходность по банковским вкладам. Однако на рынке акций нет никаких гарантий. Покупка акций всегда связана с риском потерь на курсовой стоимости. Т.е. россиянин будет вынужден продать бумаги дешевле, чем он купил. В этом отношении наверно самое грустное – народное IPO ВТБ 2007 года. Не стоит также забывать о брокерских комиссионных, которые автоматически удерживаются финансовой компанией при любых операциях на фондовом рынке.

Ну и в заключение: глава ЦБ Эльвира Набиуллина недавно заявила, что 28 апреля на заседании совета директоров Банка России по денежно-кредитной политике не исключено обсуждение двух вариантов снижения ставки - на 0,25% и 0,5%. Сейчас ключевая ставка – 9,75%.

Вероятно, решение снова снизить ставку связано с замедлением инфляции. Официальные показатели в годовом выражении подошли вплотную к таргету Центробанка, установленному на уровне 4%. К 17 апреля инфляция снизилась до 4,1%. Возможно, некоторую роль сыграл и лоббизм заемщиков, которые требуют от ЦБР более дешевых денег, т.е. более быстрого снижения ставок. Так или иначе рынки получили четкий сигнал. Заявление Набиуллиной также означает, что российский мегарегулятор не опасается резкого падения цен на нефть. У россиян остается чуть менее недели, чтобы разместить свои средства в коммерческих банках под более-менее привлекательные ставки. Не исключено, что в мае на рынке частных депозитов произойдет резкий обвал ставок.