Мнение

Дело – труба: почему сохранять транзит газа через Украину уже никому не выгодно

Дело – труба: почему сохранять транзит газа через Украину уже никому не выгодно

Россия готова сохранить транзит газа через Украину — об этом заявлял "Газпром", об этом же говорит и российское Министерство энергетики, которое надеется на итоговый компромисс России, Украины и ЕС. Представитель акционерного общества Nord Stream 2 называет "Северный поток-2" лишь дополнительной инфраструктурой, а не полноценной заменой поставкам через соседнюю страну. О желании сохранить контракт говорит и встреча премьер-министра Дмитрия Медведева с кандидатом в президенты Украины Юрием Бойко, на которой обсуждались прямые поставки российского газа. Дмитрий Лекух — о том, почему на самом деле в сохранении транзита через Украину никто не должен быть заинтересован. 

На самом деле ситуация вокруг газотранспортной системы Украины больше всего сейчас напоминает тут самую знаменитую Воронью слободку: она, несомненно, представляет собой определенную ценность, но выгоды от утраты этой ценности для большинства превышают выгоды от владения оной.

В конце прошлой недели Дмитрий Медведев и Алексей Миллер встретились с украинскими оппозиционными политиками — кандидатом в президенты Юрием Бойко и представителем партии "Оппозиционная платформа - за жизнь" Виктором Медведчуком. На этой встрече Медведчук предложил вернуться к идее создания на Украине газотранспортного консорциума с участием "Газпрома", Миллер ее поддержал. Юрий Бойко, в свою очередь, заявил о готовности предложить России варианты продления транзитного контракта по газу.

Вместе с тем эксперты и аналитики, знакомые с ситуацией на Украине, несколько недоумевают: какой смысл даже просто пытаться договариваться с людьми, которые были бы, несомненно, полезны и России, и самой Украине, если бы победили на выборах. Но вот только победить на этих выборах шансов у кандидата Бойко фактически никаких нет.

Для чего на встречу в Москву приехали люди из Украины — вполне понятно: их конкретная жизнь тесно связана с судьбой этой территории. Важно то, что они хотя бы попытались найти для едва ли не главного экономического актива Украины хотя бы какой-нибудь шанс. Очевидно, хотели дать этот шанс и те представители части российских энергетических элит, которые с ними встречались. Дело в том, что в сохранении "украинского газового транзита" с точки зрения чистой экономики сейчас не заинтересован, прямо скажем, примерно никто. И в первую очередь американские "союзники" Украины.

Крайне наивно думать, что, когда американцы выступают против "Северного потока-2", они выступают тем самым за транзитные возможности Украины. Во-первых, американцы борются вовсе не против Nord Stream 2, они борются против русского трубопроводного газа в Европе вообще, что с их точки зрения вполне разумно. Ибо этот "дешевый" газ дает европейским конкурентам несправедливые, с точки зрения американского бизнеса, преимущества. А во-вторых, таки им куда-то надо все же пристраивать свой сжиженный газ.

Поэтому американцев совершенно не интересует украинская труба, они не собираются ни владеть ею, ни даже инвестировать в ее модернизацию, без которой она сама по себе довольно скоро загнется. Все, что, по большому счету, американцев интересует в этой трубе, — это исключительно вентиль, который дает возможность эту трубу в любой нужный момент времени перекрыть. Насколько б демократической ни была эта самая труба, по ней все равно поступает "тоталитарный и агрессивный русский газ".

Немцам и их окружению украинская ГТС экономически тоже не нужна: как раз из-за "вентиля", который понятно кому сейчас принадлежит. Это, в конце концов, вопрос их собственной энергетической безопасности. Поэтому они и инвестируют не в модернизацию ГТС Украины, а в "Северный поток-2".

Но самое смешное, что сейчас теряет интерес к транспортировке по этому маршруту и сам поставщик, то есть Россия. Тут все просто: запасы природного газа у нас колоссальны, но отнюдь не безграничны. И если в ближайшие годы будут запущены все перспективные газопроводы — от "Северного потока-2" до прорабатываемого сейчас "Сила Сибири-2" (в девичестве газопровод "Алтай") — этих экспортных объемов "по трубам" российским производителям будет вполне достаточно. Можно легко посчитать: "Северный поток-1" — проектная мощность 55 млрд кубометров в год, фактическая — 58 млрд, пиковая — почти 62 млрд кубов. То же самое по Nord Stream 2. Таким образом, вместе в проекте это примерно 110 млрд кубических метров в год. Плюс 31,5 млрд кубометров "Турецкий поток". Плюс газопровод "Ямал-Европа", идущий через Польшу и Белоруссию — еще почти 35 млрд кубов, плюс давно действующий "Голубой поток" в Турцию — это еще 16 млрд кубометров. Суммарный объем мощностей в Европу и Турцию без украинской ГТС равен примерно 192,5 млрд кубов при стандартной загрузке и 200 млрд — при пиковой. Добавить к этому еще 38 млрд кубов "Силы Сибири" и примерно столько же по "Силе Сибири-2". Да еще держать в голове политически весьма обоснованный потенциальный "корейский маршрут"... Трубопроводного экспорта уже просто по факту больше, чем необходимо российской экономике для долгосрочных контрактов. А для всего остального куда более перспективным представляется строительство мощностей по СПГ — "Ямал-СПГ" своим примером довольно убедительно это доказал.

И если смотреть на происходящее именно с этих позиций, то украинский маршрут чисто математически обречен: если Россия и ЕС еще могут как-то договориться о транзитных поставках через Украину, они будут сорваны украинским "Нафтогазом", выставляющим заведомо экономически невыгодные условия и действующим при этом отнюдь не в интересах Украины, а в интересах "третьей стороны". 

В общем, это понимают трезвомыслящие люди и на самой Украине: как заявил депутат Рады Вадим Рабинович, Украина потеряет еще и доход в "три-пять миллиардов долларов в год". А от себя добавлю — еще несколько десятков тысяч (!) рабочих мест, не говоря уж о потерях в энергетике: офшорный украинский реверс, понятное дело, в этой ситуации тоже накрывается медным тазом: никто реально качать газ из Европы на Украину не будет, реверс — это чисто финансовая комбинация, если не сказать "махинация". Но это уже их сугубо внутренние дела. 

Исходя из этих расчетов и нужно смотреть на приезд в Москву Медведчука и Бойко. Люди все прекрасно понимают. Для получения хотя бы каких-то шансов на элементарное спасение реального символа украинской экономики необходимо хоть чучелом, хоть тушкой передать контроль над этим самым "вентилем" в те же руки, которые контролируют "Северный поток-2". И это была бы реально очень крутая сделка, фактически принуждающая Россию к наращиванию объемов трубопроводных поставок газа в Европу. Поэтому, кстати, их и приняли именно Медведев и Миллер — представители той части энергетических элит России, которые лояльны к наращиванию трубопроводных поставок, то есть условному "проекту "Газпрома", выступающему в противовес тренду в сторону СПГ. Это едва ли не единственное приемлемое для украинской трубы решение, которое может найти реальных практических союзников среди части как российских, так и европейских элит. И теоретически даже может быть воплощено в жизнь. Практически, увы, это не произойдет никогда.

Не следует забывать, что Украина — это государство-банкрот, которое сейчас искусственно поддерживается за счет "инъекций" со стороны глобальных институтов. А они немедленно прекратятся с неблагоприятным изменением политической ситуации. И покупка "доли" в таком вот консорциуме может означать еще и веселенькую нагрузку в виде некислых долговых обязательств этой замечательной территории. Собственность все-таки. Ну и вообще, такие проекты, как многомиллиардная модернизация ГТС, осуществляются только на стабильных территориях.

Поэтому нужно все же признать: рассматривать имеет смысл только реалистичные сценарии. И именно к их реализации, причем в наиболее жестком варианте, имеет смысл готовиться. Внимательно просчитывая риски и прикидывая, как замещать выпадающие объемы, если не удастся решить локальный вопрос по транзиту на следующий, 2020-й год.