Политика

США не знают, "что на уме у Путина": провал американской разведки в Крыму

США не знают, "что на уме у Путина": провал американской разведки в Крыму

24 марта 2014 года американское издание The Wall Street Journal (WSJ) посвятило целую публикацию провалу американской технической разведки, которая не смогла определить подготовку военной операции Россией в Крыму. В публикации утверждается, что, несмотря на работу американских разведывательных спутников, американцам не удалось перехватить каких-либо разговоров по связи между российским руководством, воинскими начальниками или простыми солдатами, в которых бы обсуждались планы российского руководства относительно Крыма.

Отметим, что в своей глобальной разведывательной работе за рубежом американцы традиционно отдают предпочтение техническим средствам разведки. Именно они обычно дают сигналы раннего предупреждения, которые используются в качестве основы для подтверждения информации по другим разведывательным каналам. Отметим, что именно подобная система сработала у американцев в случае с размещением советских ракет средней дальности на Кубе во время Карибского кризиса октября 1962 года.

Сейчас американцы задаются вопросом, каким образом российские военные и политическое руководство обеспечили режим молчания перед проведением молниеносной операции в Крыму.

По сообщению WSJ, американцы сейчас работают в режиме реагирования на кризис. Они прилагают настойчивые усилия для увеличения разведывательного спутникового покрытия территории России, Украины и Прибалтики, а также для перехвата связи с линий коммуникации. Их интересуют возможные намерения президента Владимира Путина в продолжающемся военно-политическом кризисе вокруг Украины. Американцев тревожит то обстоятельство, что они наблюдают сосредоточение военных сил России по соседству с восточной границей Украины, но не могут определить намерения российского политического руководства. В публикации WSJ утверждается, что администрация президента США Барака Обамы "очень нервно" реагирует на неопределенную ситуацию. Все это происходит на фоне растущей озабоченности украинского правительства в Киеве. Там, то говорят о наступившем состоянии войны с Россией, то утверждают только о возможности ее начала. Это создает излишне нервозную ситуацию.

За несколько месяцев до событий американские разведывательные аналитические службы предупреждали Белый дом о возможной игре российского президента в направлении Крыма. Сразу же отметим, что подобная оценка вовсе не требовала какой-либо специальной разведывательной информации и могла опираться лишь на знание известного геополитического расклада в регионе, связанного с пребыванием российского флота в Крыму.

Ошибка американских разведывательных служб, по мнению самих американцев, определилась позднее, когда наступил решающий момент. Тогда американские разведывательные службы сосредоточились на наблюдении концентрации российских войск в приграничных районах в то время, когда российские силы находились уже в самом Крыму и занимались обеспечением контроля над полуостровом. Американцы поняли, что произошло лишь после того, как все уже случилось.

Действия американских спецслужб на российском направлении в конкретной ситуации конца февраля 2014 года стали предметом рассмотрения члена Палаты представителей Конгресса США республиканца Майкла Роджерса - председателя парламентского комитета по разведке.

В публикации WSJ утверждается, что руководители американских спецслужб за три дня до начала операции предупреждали президента США, что Россия может так быстро захватить Крым, что США узнают об этом после того, как это будет сделано. Некоторые американские военные и разведывательные чины сейчас предполагают, что российские военные планировщики, зная об обычных методах американского разведывательного наблюдения, изменили способы своих коммуникаций. Американцы не могут определить, каким образом России удалось скрыть выполнение своих военных планов от технической разведки США.

Еще в декабре прошлого года аналитики разведки США и американские дипломаты получили свидетельства того, что Крым, возможно, станет кризисной территорией. Массовые протесты в Киеве против тогдашнего президента Украины Виктора Януковича обеспокоили Кремль. Разведка и дипломатия предупредили руководство США, что Кремль может предпринять меры для защиты российских интересов в Крыму, если ситуация ухудшится. Тогда Пентагон дал команду европейскому командованию активизировать усилия по сбору разведывательной информации в регионе, в том числе, с использованием разведывательных спутников. В итоге полученные со спутников картинки показали обычные передвижения войск и повседневную активность на российских военных базах в Крыму.

Как теперь стало известно, в начале февраля американский посол на Украине Джеффри Пайетт направил в Крым группу работников посольства. Собранная ими информация была отрывочна, но все равно вызывала некоторую обеспокоенность в дипломатических кругах. Правозащитники из местных НКО, активисты крымских татар и "другие местные контакты" информировали американцев о формировании в Крыму новых русских политических групп с четкой повесткой дня против Киева. Но ничего из добытых отчетов не свидетельствовало о том, что Россия готовит план молниеносного взятия под контроль ситуации на полуострове. Поворотной точкой стал день 18 февраля 2014 года, после которого власти США стали рассматривать возможность военного конфликта России с Украиной, как ответа на стремительные изменения во власти в Киеве. Подозрительность у руководства США возросла во вторник 25 февраля, когда министерство обороны РФ известило военного атташе США о планах крупных военных маневров у границ Украины. Это случилось за четыре дня до взятия под контроль Крыма. Спутниковые снимки зафиксировали наращивание российской военной группировки у границ Украины. Оборонные и разведывательные чины США сразу же вспомнили российские военные маневры, как прием прикрытия для развертывания и приведения в боевую готовность военной группировки перед решающими событиями войны 08. 08. 08 с Грузией.

Европейское командование американцев еще раз потребовало от своей военной разведки увеличить ресурсы для сбора разведывательной информации. Спутниковое разведывательное покрытие было увеличено над Крымом, Восточной Украиной и прилегающей российской территорией, но с тем расчетом, чтобы под контролем американской разведки по-прежнему оставались Афганистан, Северная Корея, Иран и другие горячие точки.

26 февраля 2014 года на встрече с президентом Обамой и политическим руководством страны директор национальных разведывательных служб США Джеймс Клэппер предупредил, что именно Крым может стать целью российских военных приготовлений. Обаме было доложено, что операция может начаться после незначительного предупреждения. Но и в этот момент американское разведывательное сообщество не обладало подтверждающими доказательствами. Перехват российских коммуникаций не давал нужной информации. Сейчас американцы задаются вопросом: сознательно ли российские лидеры избегали общения на предмет предстоящих событий в Крыму, либо же они пользовались каналами, закрытыми для разведки США. Существует и другое объяснение случившегося, как предполагают американцы. Просто президент Путин сделал распоряжение о начале операции в Крыму в самый последний момент. Саму же проблему он обсуждал в самом узком кругу лиц, ответственных за проведение операции. Некоторые сотрудники в США и Великобритании полагают, что план по Крыму был составлен в России заранее и был готов к применению в любой момент, что снижало потребность в его обсуждении.

Внутри Крыма, по наблюдению американцев, российские войска придерживались чрезвычайной дисциплины в своих радио и телефонных переговорах. Перехваты связи не давали американцам какой-либо информации или даже намека на проведение операции.

27 февраля 2014 года посол США Пайетт направил в Вашингтон срочную информацию о российском флаге над зданием крымского парламента. Однако и в этот момент американцы все еще не знали, кто именно захватил здание: российские военные или украинские "изгои" из специальной полиции, участвовавшей в разгоне Майдана в Киеве. Американцы не смогли проверить информацию о российских военных движениях в Крыму. Не было у них тогда под рукой и БПЛА. Спутниковые снимки мало что могли добавить к уже известному, а анализ социальных медиа лишь усиливал текущую дезинформацию.

Американские аналитики ждали, что для проведения операции будут задействованы занятые маневрами российские войска. Теперь они признаются, что недооценили качество российских войск, находившихся в самом Крыму. Утром 28 февраля американские разведчики лишь предположили, что группа, захватившая здание крымского парламента, принадлежит к вооруженным силам РФ. Однако информация, подтверждающая факт начала российской военной операции в Крыму, все еще отсутствовала. Это и стало причиной неуверенного тона заявления президента Обамы в тот день, что ослабило впечатление от заявленных политических намерений американского руководства.

Представители Пентагона сейчас признаются, что бoльшая часть разведывательной информации в режиме реального времени поступала к ним из посольства США в Киеве. Военный атташе и другие сотрудники посольства просто обзванивали украинских пограничников и флотских в Крыму. Некоторые из этих контактов сообщили американцам по телефону о движениях российских войск и о том, что у них в штабах жгутся секретные документы. Американские военные связывались и со своими военными коллегами в России. Не удивительно, что они получали от них либо мало информации, либо дезинформацию. "Это была классическая маскировка", - сказал высокопоставленный собеседник WSJ из разведки.

Означенной публикации во WSJ о провале американской разведки в случае развертывания российских войск в Крыму предшествовала другая аналогичная - в начале марта в американском издании Los Angeles Times. Она также сообщила о неудаче американской разведки в случае с Крымом. Американское ЦРУ будто бы предупредило Белый дом вести себя осторожно в случае кризиса в Крыму и на Украине, поскольку российское руководство настроено решительно в деле отстаивания национальных интересов России. Директор ЦРУ Джон Бреннан полагал, что было бы разумно для Вашингтона проявлять осторожность, учитывая тот факт, что политика России в Крыму остается непредсказуемой для аналитиков его ведомства. При этом американская разведка предполагала, что численность российского контингента в Крыму определялась не точно, хотя она и оставалась в рамках действующих договоренностей с Украиной. В публикации также утверждалось, что американская разведка в случае с Крымом не опережала, а запаздывала в оценке текущей ситуации. В публикации Los Angeles Times констатировалось, что в случае с Крымом американская разведка потерпела аналогичную неудачу, как в оценке ситуации вокруг войны с Грузией в 2008 году. ЦРУ тогда было, якобы, застигнуто врасплох. Бывший сотрудник ЦРУ, который отказался назвать свое имя, утверждал, что смещение за последние 13 лет фокуса интереса агентства в направление борьбы с терроризмом подорвало способность ЦРУ проводить традиционный шпионаж против ключевых противников, в том числе, и России. Другой бывший высокопоставленный американский разведчик с большим опытом работы в своей области утверждал, что ЦРУ не имеет источников, которые могли бы прогнозировать планы Путина в Крыму.

К означенным американским публикациям нужно относиться критически, поскольку создается впечатление, что свое вынужденное бездействие или сдержанное отношение к действиям российского политического руководства и военных в Крыму, американцы сейчас оправдывают дефицитом разведывательной информации. Однако остается не ясным, что предприняло бы конкретно американское руководство в том случае, если бы оно обладало точной разведывательной информацией по Крыму? Очевидно, что и в этом случае, его действия не могли бы значительно отличаться от того, что американцы предпринимают сейчас. В случае с действиями России в Крыму решающую роль сыграл имеющийся там российский потенциал. Для обеспечения проблем безопасности главную роль играет оценка потенциала и лишь потом намерений противника. С первым аспектом у американцев не было проблем.

В воскресенье министр иностранных дел Украины Андрей Дещица заявил в интервью американскому телеканалу ABC, что "угроза войны растет, ситуация стала еще более взрывоопасной, чем неделю назад". "Мы не знаем, что на уме у Путина и каково будет его решение", - добавил Дещица. Аналогичную позицию занимают западные покровители нынешнего украинского руководства. Командующий ОВС НАТО в Европе американский генерал Филипп Бридлав в минувшее воскресенье сообщил, что значительные по численности российские войска сконцентрированы у восточных границ Украины. Войска хорошо подготовлены и могут, например, совершить блиц прорыв в направлении Приднестровья. "Нам нужно подумать о наших союзниках, размещении наших войск и степени их готовности, чтобы мы могли защитить их в случае необходимости, особенно балтийские и другие страны", - сказал Бридлав. Очевидно, что сейчас американский генерал дает оценку имеющемуся у России на границе с Украиной военному потенциалу. В том случае, если потенциал этот будет приведен в действие, а американцы никак на это не отреагирует в военном плане (а Бридлав уже намекает на это), им только останется, как сейчас, находить себе оправдание в том, что они не имели информации о намерениях противника, управляющего этим военным потенциалом. Однако признание слабости, заметим мы, не может являться оправданием этой слабости.

ИА REGNUM