В Татьянин день 2022 года президент России встретился в онлайн-формате со студентами ведущих отечественных вузов Москвы, Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода. В этом году встреча была специализированной – перед лицом Путина предстали молодые математики. Почему именно они? Да потому что летом 2022 года в родном городе президента пройдет Международный математический конгресс – важнейшее событие четырехлетия в мире математики. Сергей Кузнецов рассказывает о том, как прошла встреча и какие выводы из нее можно сделать.
С опорой на традиции
Владимир Путин – юрист, а у этой гуманитарной профессии очень много общего с математикой. И те, и другие пытаются выжать максимум пользы из не ими придуманных законов. У политиков в этом смысле свободы несколько больше: лучшие из них способны писать законы самостоятельно, и Путин этой возможностью активно пользуется.
Но не в образовании и науке – здесь президент выглядит ярко выраженным традиционалистом: он поддерживает обновления, даже эксперименты, но только не в ущерб огромной накопленной традиции. Россия Путина не будет отказываться от своего прошлого, не станет перечеркивать историю и подходы к образованию. Такой подход президент продемонстрировал и во вступительном слове, где говорил про "уникальные методики преподавания математики, которые десятилетиями развивались в отечественных физико-математических школах" (помните банкира, который требовал закрыть такие школы за отсутствием коммерческой выгоды?). Вот ответ Путина:
Физико-математические школы – целая сеть была создана в своё время в Советском Союзе. И ваши победы, триумфы российских школьных и студенческих команд – наглядное подтверждение тому, что это было правильное решение в своё время.
Долг президента
После вступительного слова Путина право первого вопроса предоставили представителю его альма-матер – СПбГУ. Задававший вопрос студент явно планирует сделать большую карьеру, но не столько математическую, сколько административную – он говорил долго, нодовольно расплывчато, а свел все к странному вопросу: "А Вы готовитесь к предстоящему конгрессу?"
Владимир Путин, конечно, разносторонний человек, но подготовка к математическому конгрессу несколько выходит за рамки его обязанностей, тем более в столь напряженное время. Путин не дал прямого ответа на прекрасный вопрос, но продемонстрировал неплохую подготовку, грамотно обрисовав положение математики в современном мире. И, конечно, пообещал постараться заглянуть на конгресс.
Прямое общение президента с молодежью давно стало доброй традицией: он прекрасно понимает, что Россия может вернуть себе мировое лидерство, только если уже сейчас вовлекать в эту работу молодежь. Стиль его общения с ней совершенно естественен – разница в возрасте вообще не бросается в глаза, и дидактики, наставлений у президента куда меньше, чем у носителей негативной повестки, которые пытаются опереться на молодых людей для совершенно иных целей. Протест молодых людей использует – президент же с ними советуется, прислушивается, отдает поручения по итогам разговоров с совсем еще юными собеседниками. Президент назвал своим личным долгом создание условий для самореализации молодёжи – и он этот долг выполняет.
Корпорациям – ученых, школам – педагогов
Далее, по неофициальному вузовскому ранжиру, слово дали представителям МГУ. Хрупкая студентка продолжила заданную президентом тему математики в нашей жизни – с упором на сплав различных дисциплин. Там проскользнула важная фраза: "Мне кажется, что важно поддерживать заинтересованность корпораций в развитии математики в стране". Эта мысль вызвала горячее одобрение президента, в ходе встречи не раз напоминавшего о необходимости работать не только в научном "вакууме", но и в содружестве с прикладными разработчиками, толкать вперед не только фундаментальную науку, но и реальное российское высокотехнологичное производство.
Третьей выступила девушка из новосибирской магистратуры. Она от высокой науки внезапно перешла к школьному образованию – и задала очень серьезный вопрос о запрете на преподавание в школе студентам или выпускникам без педагогической переподготовки (автор этих строк, мнящий себя неплохим преподавателем, также сталкивался с этой неприятной проблемой).
Путин был готов к этому вопросу. Он напомнил, что студенты педвузов могут работать учителями в школе с IV курса, а обучающимся по другим специальностям предложил параллельно с основной специальностью осваивать педагогику. Президент настаивает на том, что работать с детьми должны только люди, имеющие специальную подготовку, поэтому, раз молодежь рвется в школы, надо создать условия, чтобы студентам других направлений было проще получать дополнительное педагогическое образование.
"Я согласна с Вами" – грустно ответила новосибирская девушка.
О бедном ученом замолвили слово
Молодой человек из нижегородской магистратуры вроде бы не начал со слова "математика" – он говорил о том, как прекрасна "удаленка", позволяющая совмещать работу и учебу. Но быстро выяснилось, что это был лишь заход для отвода глаз – далее речь пошла о зарплатах молодых ученых (в том числе математиков, подчеркнул он), о том, чтобы они могли "быть полноценными членами общества", путешествовать и так далее. Его выпустили в не самый выигрышный момент – только что девочка просилась за копейки работать в школе, а теперь человеку сразу после вуза хочется чувствовать себя состоятельным.
Путин резонно возразил, что доходы молодых ученых во всем мире невелики, что это вопрос личного выбора. Система грантов для них в России функционирует, но для серьезного материального успеха нужно добиваться серьезных научных результатов. Государство уже сейчас немало вкладывает в достижение таких результатов – в частности, продолжил Путин, много делается для обеспечения ученых жильем – у нас есть жилищные сертификаты, льготная ипотека, служебное жилье. Это еще раз подтверждает очень серьезную работу президента и правительства, и работу успешную: молодежь вернулась в науку, с 2000-х годов число учёных моложе 40 лет в России выросло вдвое.
А значит, скоро получится и путешествовать. Но не сразу. Сперва поработать.
Впереди Европы всей?
Споры о том, какая система образования оптимальна для России, не закончатся, кажется, никогда. Студент бакалавриата ИТМО (Санкт-Петербург) высказался в пользу активно обсуждаемой сейчас схемы "2+2+2". Выглядело это немного забавно: еще не получив диплом, человек совершенно не профильной специализации делает серьезные выводы о педагогической структуре огромной страны. Но тему он поднял серьезную.
Владимир Путин подтвердил, что власти действительно работают над переходом на эту систему с нынешней "4+2". В этом случае студент будет окончательно выбирать свою конкретную специализацию только после двух лет фундаментального образования: согласитесь, в 19 лет выбор будет существенно более осознанным, чем в 17. Интересно, что подобные идеи бродят по всей Европе, и Россия тут оказывается не в хвосте, как с принятием неоднозначной Болонской системе, а в авангарде процесса.
А кто еще должен быть в авангарде, если участникам международных школьных и студенческих олимпиад уже снится мелодия российского гимна? В ответе на следующий вопрос Путин перечислил основные – и очень впечатляющие – успехи российских школьников на международных соревнованиях, после чего передал слово своему помощнику, бывшему министру образования Андрею Фурсенко.
Андрей Александрович внес праздничную нотку, напомнив о традиционной студенческой медовухе на Татьянин день, но президент, поддержав традицию, все же попросил соблюдать меру.
Далее студент-нижегородец, программист, перевел разговор со школьных олимпиад на студенческие. Начал он с долгого описания собственных успехов на этих мероприятиях, после чего попросил быть щедрее с грантами и стипендиями для победителей международных интеллектуальных состязаний.
Путин с энтузиазмом отнесся к этой идее. Сперва вновь обратившись за поддержкой к Фурсенко, потом он впервые за встречу потревожил министра науки и высшего образования Валерия Фалькова: "Валерий Николаевич, чего мы жадничаем-то?"
Валерий Николаевич пообещал больше не жадничать.
* * *
А самым интересным вопросом был последний. На исходе часового диалога шестикурсник МГУ ярко проиллюстрировал особенности своего научного направления примером с бильярдом, траекториями мячей и попаданиями их в лунку. Тут-то президент и продемонстрировал главную разницу между математиком и юристом. С самым невинным видом он осведомился:
– А если просто увеличить размеры лунок и их число?
В общем, было конструктивно и местами весело. Впереди недолгие студенческие каникулы, радостный весенний семестр, а там и Международный конгресс не за горами. С 6 по 14 июля приезжайте в Санкт-Петербург – там будет с кем поговорить о математике.