Политика

Economist назвал Балтийское море "идеальным местом" для противостояния России и НАТО

Economist назвал Балтийское море "идеальным местом" для противостояния России и НАТО
Фото NATO North Atlantic Treaty Organization | Flickr

Балтийское море все заметнее превращается в одну из ключевых зон возможного противостояния между Россией и НАТО, пишет The Economist, связывая это с уязвимостью подводной инфраструктуры и трудностями ее защиты для альянса. 

Особую роль регион играет из-за плотной концентрации энергетических и телекоммуникационных объектов. По дну проложены газопроводы Balticconnector между Финляндией и Эстонией и Baltic Pipe, по которому газ поступает из Норвегии в Польшу, а также силовые и коммуникационные кабели. На побережье работают десять СПГ-терминалов, еще два строятся, а у берегов Дании, Германии и Польши активно развиваются морские ветропарки.

В 2023–2024 годах на Балтике зафиксировали как минимум 11 предполагаемых актов "саботажа" инфраструктуры, часть из которых увязывают с российским теневым флотом. Самыми заметными случаями стали повреждения газопровода Balticconnector и силового кабеля между Финляндией и Эстонией, восстановление которых заняло несколько месяцев. В эпизоде с Balticconnector на месте инцидента позже нашли шеститонный якорь проходившего рядом китайского судна Newnew Polar Bear, который мог стать причиной аварии.

The Economist пишет, что почти все страны Балтийского побережья, кроме России, входят в НАТО, однако Москва сохраняет возможности для "гибридных атак". В ответ государства региона наращивают меры безопасности: Польша 26 ноября решила купить у Saab три подлодки A-26 примерно за $2,8 млрд, посчитав их подходящими для балтийских условий, однако поставки ожидаются лишь в 2030-х. С начала 2025 года НАТО проводит операцию "Балтийский страж", нарастив патрули, а Дания усилила контроль танкеров у Скагена. В ноябре польский парламент принял закон, позволяющий флоту применять силу для защиты критической инфраструктуры даже за пределами территориальных вод.

При этом, как подчеркивает The Economist, многие технологии наблюдения, основанные на гидролокации, в Балтийском море работают хуже. Мелководье и сложный рельеф дна создают акустические помехи, интенсивное судоходство затрудняет выявление подводной активности, а резкие перепады солености искажают распространение звука. На этом фоне в начале декабря начальник оперативного штаба Швеции капитан Марко Петкович говорил, что Россия усиливает военное присутствие в регионе и шведский флот "практически еженедельно" фиксирует российские подлодки. 

Глава МИД Польши Радослав Сикорский ранее заявлял, что после вступления Финляндии и Швеции Балтика стала практически "внутренним морем" НАТО, при этом Польша отказалась поддержать призыв Владимира Зеленского закрыть море из-за теневого флота России. МИД России, в свою очередь, заявлял, что Москва примет необходимые меры для защиты своих интересов в Балтийском море от действий НАТО и что попытки превратить его во "внутреннее озеро" не приведут к результату.