КПРФ планирует организовать всероссийский референдум против повышения пенсионного возраста. С этой целью партия уже подала в ЦИК России заявку на его проведение, которая будет рассмотрена 25 июля. Юрист и член Общественной палаты России Илья Ремесло выясняет, соответствует ли эта инициатива действующему закону, и напоминает, чем закончились предыдущие попытки КПРФ провести референдумы.
Законопроект о повышении пенсионного возраста – один из самых неоднозначных и обсуждаемых в России. Он был недавно рассмотрен Госдумой в первом чтении. Ко второму чтению скорее всего документ серьезно доработают - президент уже заявил, что вопрос является очень чувствительным, сейчас к законопроекту собирают поправки.
Несмотря на то, что закон еще не принят, КПРФ заявила о намерении провести референдум и показать отношение россиян к повышению пенсионного возраста.
Безусловно, референдум – одна из важнейших форм прямого волеизъявления граждан. Но не все вопросы могут быть решены в его рамках, и это четко описывает закон. Иначе можно было бы выносить на референдум популистские инициативы в духе "раздать всем побольше денег" и успешно пиариться на этом, не интересуясь реальным исполнением обещанного и последствиями.
Конституция и буква закона
Что же говорит закон по поводу референдума, который требует провести КПРФ?
Пункт 10 части 5 статьи 6 Закона "О референдуме" гласит:
На референдум не могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти.
Чтобы узнать, что отнесено к этой компетенции органов власти, обратимся к Конституции. Согласно пункту "в" части 1 статьи 114 Конституции РФ, именно правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области социального обеспечения.
Таким образом, вопросы социального обеспечения относятся к исключительной компетенции правительства и не могут быть вынесены на референдум.
Проигранные суды
Вполне очевидно, что КПРФ заявляет на референдум вопрос, который не соответствует действующему закону. Неужели в партии не знают об этом? Увы, там прекрасно осведомлены о нормах закона, потому что еще в 2005 году партия подавала заявку на референдум аж из 17 вопросов, из которых ЦИК оставил только два.
После проигранных судебных процессов руководство КПРФ подало жалобу в Конституционный суд, который 21 марта 2007 года вынес Постановление № 3-П по делу о проверке конституционности норм закона о референдуме. В частности, суд установил, что КПРФ неверно трактует нормы закона и пытается выносить на референдум вопросы, которые не могут быть на нем решены. В частности, судья сослался на позицию Парламентской Ассамблеи Совета Европы и указал:
Прямая и представительная формы демократии дополняют друг друга, при этом референдумы не должны рассматриваться в качестве альтернативы парламентской демократии, ими не следует злоупотреблять, они не должны использоваться для подрыва легитимности и примата парламентов.
Также суд постановил, что запрет выносить на референдум вопросы, затрагивающие изменение федерального бюджета, является конституционным - отсутствие такого запрета могло бы приводить к подмене закрепленного в Конституции РФ механизма принятия решений по указанным вопросам парламентов как его исключительной прерогативы.
10% бюджета на сельское хозяйство и обман избирателей
Все это было прекрасно известно КПРФ еще 11 лет тому назад. Почему же партия снова наступает на те же грабли, прекрасно зная, что ЦИК не может разрешить референдум и нарушить тем самым закон? Ответ на этот вопрос легко найти, если изучить историю взаимоотношений КПРФ с референдумами.
Отойдя от поражения по референдуму 2005 года, партия решила провести еще один референдум уже в 2011 году.
Все региональные отделения КПРФ входят в кампанию по проведению народного референдума. Фактически мы переходим в массированное программное наступление, - обещал тогда первый зампред ЦК партии, вице-спикер Госдумы Иван Мельников.
В сельскохозяйственных регионах планировалось задать вопрос: "Поддерживаете ли Вы необходимость выделения на сельское хозяйство не менее 10% расходной части бюджета?"
Вглядитесь в последнюю цифру. Вас ничего не смущает? Просто для понимания: совокупные расходы бюджета в 2018 году на здравоохранение составляют 2,56%, на образование – 3,86%.
Гениальные экономисты КПРФ предлагали направить на сельское хозяйство из бюджета сумму вдвое большую, чем вместе взятые расходы бюджета на здравоохранение и образование. Откуда взять эти деньги? Для этого пришлось бы срезать процент расходов на другие статьи бюджета, то есть оставлять без денег миллионы учителей, врачей, военных.
Кстати, среди вопросов того референдума был и вопрос о пенсионном возрасте, так что нынешний "референдум" от КПРФ - это лишь хорошо забытый старый замысел.
Чем же закончилась история с очередным референдумом? Ничем. Все ограничилось проведением опросов среди сторонников КПРФ в регионах. Такая же судьба постигла и референдум о возвращении памятника Дзержинскому: собрав "сотни тысяч подписей", КПРФ внезапно решила их не сдавать, цинично использовав таким образом своих избирателей для пиара.
Весь этот печальный опыт нужно учитывать при оценке разумности действий КПРФ и по референдуму о пенсионном возрасте. Партийные функционеры прекрасно знают, что им вполне законно откажут в проведении референдума. Им не привыкать предлагать избирателю абсурдные популистские решения, а потом "забывать" о них, разменивая волю избирателей на преференции от власти. Референдум давно превратился для КПРФ из инструмента прямого народного волеизъявления в инструмент рекламы партии, а избиратели - из субъекта волеизъявления в объект манипуляции.