Общество

FMCG Report назвал четыре главных алгоритма покупок товаров повседневного спроса

FMCG Report назвал четыре главных алгоритма покупок товаров повседневного спроса
FMCG Report назвал четыре главных алгоритма покупок товаров повседневного спроса

Телеграм-канал FMCG Report, посвящённый товарам повседневного спроса, привёл краткий обзор традиционных и новых продуктов в сегменте, основываясь на материалах к годовой конференции NTech 2025, и рассказал о четырёх алгоритмах – альфа, бета, сигма и омега.

Виды продуктов повседневного спроса и алгоритмы их покупки
Виды продуктов повседневного спроса и алгоритмы их покупки

Три вида продуктов

NTech делит рынок продуктов на "традиционные" (неизменные со времен СССР), "сильно изменившиеся" со времен СССР и "новые" (появившиеся только в современной России). К первым относятся, к примеру, яйца, молоко, конфеты, хлеб, сосиски, ко вторым – газировка, консервы, чипсы, соки, к третьим – готовая еда, энергетики, молочные десерты .

Доля "традиционных" продуктов в потребительской корзине россиян (без учета фруктов и овощей) составляет 57%, "изменившихся" – 27%, а "новых" – 16%. При этом первые растут медленнее рынка (+2% в декабре 2024-мае 2025 г/г против +2,8%), а вторые и третьи – быстрее (+5% и +9% соответственно).

Алгоритмы покупки: альфа

  • Намерение приобрести конкретное SKU без замен, в случае явных недостатков товара или его отсутствия – смена магазина.
  • Важность бренда максимальна при первой покупке и минимальна при регулярных покупках. Характеристики самого продукта крайне важны, а эластичность цены минимальная.
  • Доля альфа-покупок максимальна в категориях молочных смесей, кормов для животных, энергетиков, свежих тортов и пирожных, ягод.
  • За 2024 доля этого вида покупок составила 14,3% в деньгах от всего продуктового рынка (без алкоголя).

Алгоритмы покупки: бета

  • Намерение приобрести конкретное SKU с возможностью ограниченного количества замен из той же категории.
  • Важность бренда высокая, но не решающая, важность продукта также умеренно высокая, а эластичность цены – очень высокая.
  • Этот алгоритм характерен для сахара, хлеба, круп, растворимого кофе, яиц, сливок, чая, молока и сливочного масла.
  • Доля бета-покупок составляет почти четверть от всех в сегменте – 22,9%.

Алгоритмы покупки: сигма

  • Намерение приобрести продукт для конкретной ситуации потребления (например, ужин, пикник, застолье) без сильных предпочтений по категории.
  • Это касается овощных консервов, колбас, соков, полутвердых и плавленых сыров, пельменей, кисломолочных продуктов, печенья, мяса птицы.
  • Все эти категории конкурируют между собой несмотря на разницу потребительских характеристик – например, колбаса и йогурт как продукт для завтрака.
  • Сигма-покупки – самый распространённый алгоритм на рынке, на него приходится 54,3% денежных продаж продуктов.

Алгоритмы покупки: омега

  • Импульсные покупки, выходящие за рамки привычной корзины потребления: эксперименты и "вкусняшки" с целью "порадовать себя".
  • Важность бренда и продукта тут высока, зато эластичность цены относительно низкая.
  • Категории-представители: икра, прикассовая кондитерка, прохладительные напитки, зерновой и молотый кофе, немолочное детское питание, газировка, морепродукты.
  • Это наименее популярный алгоритм покупки, генерирующий всего 8,5% продаж.

Ранее, как сообщал Ruposters, FMCG Report составил досье бренда "Домик в деревне" и Лианозовского молочного комбината.