Телеграм-канал FMCG Report, посвящённый товарам повседневного спроса, привёл краткий обзор традиционных и новых продуктов в сегменте, основываясь на материалах к годовой конференции NTech 2025, и рассказал о четырёх алгоритмах – альфа, бета, сигма и омега.

Три вида продуктов
NTech делит рынок продуктов на "традиционные" (неизменные со времен СССР), "сильно изменившиеся" со времен СССР и "новые" (появившиеся только в современной России). К первым относятся, к примеру, яйца, молоко, конфеты, хлеб, сосиски, ко вторым – газировка, консервы, чипсы, соки, к третьим – готовая еда, энергетики, молочные десерты .
Доля "традиционных" продуктов в потребительской корзине россиян (без учета фруктов и овощей) составляет 57%, "изменившихся" – 27%, а "новых" – 16%. При этом первые растут медленнее рынка (+2% в декабре 2024-мае 2025 г/г против +2,8%), а вторые и третьи – быстрее (+5% и +9% соответственно).
Алгоритмы покупки: альфа
- Намерение приобрести конкретное SKU без замен, в случае явных недостатков товара или его отсутствия – смена магазина.
- Важность бренда максимальна при первой покупке и минимальна при регулярных покупках. Характеристики самого продукта крайне важны, а эластичность цены минимальная.
- Доля альфа-покупок максимальна в категориях молочных смесей, кормов для животных, энергетиков, свежих тортов и пирожных, ягод.
- За 2024 доля этого вида покупок составила 14,3% в деньгах от всего продуктового рынка (без алкоголя).
Алгоритмы покупки: бета
- Намерение приобрести конкретное SKU с возможностью ограниченного количества замен из той же категории.
- Важность бренда высокая, но не решающая, важность продукта также умеренно высокая, а эластичность цены – очень высокая.
- Этот алгоритм характерен для сахара, хлеба, круп, растворимого кофе, яиц, сливок, чая, молока и сливочного масла.
- Доля бета-покупок составляет почти четверть от всех в сегменте – 22,9%.
Алгоритмы покупки: сигма
- Намерение приобрести продукт для конкретной ситуации потребления (например, ужин, пикник, застолье) без сильных предпочтений по категории.
- Это касается овощных консервов, колбас, соков, полутвердых и плавленых сыров, пельменей, кисломолочных продуктов, печенья, мяса птицы.
- Все эти категории конкурируют между собой несмотря на разницу потребительских характеристик – например, колбаса и йогурт как продукт для завтрака.
- Сигма-покупки – самый распространённый алгоритм на рынке, на него приходится 54,3% денежных продаж продуктов.
Алгоритмы покупки: омега
- Импульсные покупки, выходящие за рамки привычной корзины потребления: эксперименты и "вкусняшки" с целью "порадовать себя".
- Важность бренда и продукта тут высока, зато эластичность цены относительно низкая.
- Категории-представители: икра, прикассовая кондитерка, прохладительные напитки, зерновой и молотый кофе, немолочное детское питание, газировка, морепродукты.
- Это наименее популярный алгоритм покупки, генерирующий всего 8,5% продаж.
Ранее, как сообщал Ruposters, FMCG Report составил досье бренда "Домик в деревне" и Лианозовского молочного комбината.