Общество

"Государство должно занимать проактивную позицию": эксперты обсудили шаги по решению проблемы IT-неравенства

"Государство должно занимать проактивную позицию": эксперты обсудили шаги по решению проблемы IT-неравенства

Юристы и эксперты в сфере ИТ обсудили создание благоприятной конкурентной среды на российском рынке цифровых технологий - сессия состоялась в рамках 24-го Российского интернет форума. Одним из основных препятствий прогрессу названо неравенство отечественных и зарубежных разработчиков перед российским законом.

Как отметили участники встречи, российские компании исполняют все предписания закона, вторые же уклоняются от уплаты налогов и игнорируют решения судов. Это ставит организации в явно неравное положение. Исправить ситуацию, считают эксперты, могло бы открытие в России офисов иностранных IT-компаний, а также ограничение рекламной деятельности недобросовестных цифровых платформ.

"Сейчас руки у глобальных игроков развязаны. Например, доступ в магазин приложений App Store - единственная возможность для разработчиков распространять свои продукты на популярной во всем мире операционной системе iOS. Вместе с тем, не секрет, что Apple регулярно добавляет в состав собственных продуктов функции, реализованные другими компаниями. Так, некоторое время назад Apple потребовала от "Лаборатории Касперского" удалить некоторые функции из их фирменного приложения сразу после того, как американская корпорация сама запустила схожие сервисы на своих смартфонах. Все это не соответствует принципам цивилизованного развития ИТ-рынка", - объяснил исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Ренат Лашин. 

В связи с этим эксперт подчеркнул значение антимонопольных мер государства, направленных на защиту локальных игроков от притеснений со стороны IT-гигантов. Директор Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов назвал российское антимонопольное законодательство драйвером развития цифрового рынка и напомнил о примерах успешного применения ФАС данных законов в IT-сфере.

"Имеет смысл прописать отдельным законом запрет для иностранных IT-компаний работать в России без официальных представительств. Государство должно занимать проактивную позицию, мало выдвигать требования, кнут и пряник должны быть из одного материала - из денег", - предложил депутат Госдумы Антон Горелкин.

Эксперт также привел данные совместного исследования АКАР и агентства Prognosis, согласно которым иностранные соцсети занимают около 4% всего рынка digital-рекламы в России.

"Российское государство, через госорганы и госкомпании, тратит на цифровую рекламу больше 8 млрд рублей в год, и больше половины этих денег уходит зарубежным соцсетям. Если для российских компаний это вклад в российскую индустрию, то для иностранных - просто халява, отношения без обязательств. Мы хотим законный брак и деньги в семью. Мы вправе использовать эти миллиарды как элемент воздействия", - добавил он.

Председатель комиссии по правовому регулированию обеспечения цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России (АЮР) Александр Журавлев указал на необходимость совершенствования рычагов воздействия на недобросовестные IT-компании.

"Само по себе повышение штрафов ничего не даст - эти деньги нельзя будет получить с иностранных IT-компаний. Нужно подумать о возможном замедлении их трафика. Второй вариант - блокировать те деньги, которые зарабатываются на рекламе, на корсчетах банков. Рекламные процессы в этом случае может подхватить наш IT-бизнес".

Журавлев также уверен в том, что с помощью мягкой силы, "точнее коммерческой выгоды", иностранных игроков следует подталкивать к созданию совместных предприятий (СП) с российскими партнерами. "Причем если иностранное долевое участие в этом предприятии будет превышать 20%, то возможность работы такого предприятия должна решаться на правительственной комиссии. При этом в СП иностранная компания будет получать льготы, которые предоставлены российским компаниями, и к ним будут добавлены другие", - пояснил юрист.

Причем заместитель генерального директора Института развития интернета Борис Едидин подчеркнул, что офисы иностранных компаний на территории РФ могут быть как реальными, так и виртуальными.