Статьи

Кино-то уже кончилось: почему в России еще долго будут ходить в майках с Бэтменом

Кино-то уже кончилось: почему в России еще долго будут ходить в майках с Бэтменом

Минкульт меняет правила оценки эффективности господдержки кино. Глава ведомства Владимир Мединский заявил, что с 2017 года фильмы, которые получили деньги из Фонда кино, должны привлечь как минимум одного зрителя на каждые 100 рублей. В этом году Министерство культуры выделило 4 млрд рублей, из них три пойдут на создание фильмов и один на развитие сети кинотеатров в регионах. Анна Кокорева сравнивает бюджеты наших фильмов с иностранными и рассказывает, как развивается российский кинематограф.

Раньше эффективность оценивали по доле проданных билетов на российские фильмы, но теперь кинопроизводители должны будут обеспечить явку зрителей из расчета один человек на 100 рублей полученной поддержки. Именно такой подход не совсем понятен. Вероятно, в Министерстве исходили из средней стоимости билета в кинотеатр в стране.

В этом году на фильмы и развитие кинотеатров пойдет 53 млн и 17,7 млн долларов соответственно. Если сравнивать бюджеты, которые выделяются на наши фильмы, с американскими, то, конечно, это суммы незначительные. В Голливуде бюджет только одного фильма может достигать размеров всей господдержки кинематографа в России. Однако ничего зазорного и тем более смешного в этом нет, так как система производства кино и его финансирование там и здесь - это две совершенно разные модели.

В США производство фильмов изначально происходило на коммерческой основе в условиях капиталистического общества. Это бизнес-проект, который никогда не держался на плаву за счет государственных денег. Да, они выделялись и выделяются правительством США, но сегодня дотации составляют не более 30% бюджета всего фильма. Создание киностудий и их работа как самостоятельных частных компаний, которые в будущем превратились в крупнейшие акционерные общества, позволили американскому кино занять существенную долю на мировом рынке кинопроката. Коммерческий подход, а не желание донести до зрителя те или иные "святые истины". Те же, кто решил нести в массы свет, тоже нашли своего зрителя и заняли нишу, которая сегодня именуется Артхаусом. Кино непопулярное, не для всех и часто бюджетное.

Киноиндустрия в России формировалась по-другому, при коммунистическом строе и держалась за счет государственного финансирования. И - уверена, многие со мной согласятся - при наличии жесткой цензуры, бюрократии и прочих нюансов кино снимали замечательное. Были фильмы неудачные, непопулярные, но плохого кино не было, по крайней мере, оно не распространялось по всей стране. И ни один зарубежный фильм не вызывает у большинства граждан таких теплых эмоций, как старые добрые советские фильмы.

Однако Союз развалился, и в 90-е всем было не до кино, кино было наяву, криминальная драма по-русски. И только в нулевые российский кинематограф стал перенимать западную модель существования. Но объемы производства сократились настолько, что отказаться от государственной поддержки пока невозможно. К тому же не стоит забывать, что кинематограф - это мощное оружие для пропаганды, порой, самое действенное. Как поднять патриотический дух в массах, как отвлечь от проблем, как внушить ту или иную идею? Правильно, через кино.

Снимать на патриотические темы будет далеко не каждый режиссер, особенно на деньги инвестора или на свои (а своих у него никогда нет), а вот на государственные средства - всегда пожалуйста. Хотя истории известны случаи, когда на деньги Минкульта снимались фильмы провокационные.

Яркий пример ненавязчивой психологической поддержки населения и прививания национальной гордости в США - фильм "Человек-паук". Удивлены? Еще бы! А суть очень проста. Хороший скромный мальчик-американец, на которого девочки обращают внимание только в его снах, вдруг превращается в супергероя, которые спасает мир и получает в награду одну из самых красивых женщин США. Гениально, после просмотра такого экшна каждый прыщавый пацан в Штатах в душе начинает верить, что он тот самый будущий человек-паук, американец, который однажды спасет нацию.

В РФ пропаганда посредством кино набирает обороты, но, к сожалению, медленно, поэтому в ближайшие 5-10 лет мужчины до 35 будут продолжать носить футболки с символикой Супермена, Бэтмена и прочих зарубежных спасателей.

Тем не менее не все так печально, статистика радует. По данным компании "Невафильм Research", доля показов отечественного кино в кинотеатрах растет, с каждым годом увеличивается и количество кинозалов. Отчета за 2016 год пока нет, но, по предварительным расчетам, количество кинозалов должно увеличиться с 4023 до 4495. Эффективность выделяемых средств в 2016 году выросла, доля сборов российских фильмов увеличилась с 17,9% до 18,4%, хотя и не так, как планировали (рассчитывали на рост до 20%).

В ближайшее время из громких новинок, на которые возлагают большие надежды, должен выйти скандальный фильм Матильда, в котором заурядный роман царя и танцовщицы превратили в историю о невиданной любви. Княжна Кшесинская была невысокого роста, полная и на лицо в общем-то не красавица, благо, фотографий в интернете предостаточно, каждый из вас сможет составить свое мнение. Но в фильме нам покажут совершенно другого телосложения женщину, иных талантов и внешних данных. Балет во времена Николая II был другим, это не то, что мы можем увидеть сегодня в Большом, однако в фильме забыли и про это. Ну, конечно, сам слоган фильма вызывает улыбку "Любовь, которая погубила империю!". Пожалуй, столь громкие слова были бы уместны, если бы фильм был снят про Крупскую и Ленина, Маркса и Энгельса. Но, судя по количеству скандалов, сопровождающих фильм, успех гарантирован.