Статьи

Кровавая месть за Ил-20: почему агрессивные призывы к войне остаются безнаказанными

Кровавая месть за Ил-20: почему агрессивные призывы к войне остаются безнаказанными

18 сентября сирийская система ПВО случайно сбила российский самолет-разведчик Ил-20. Погибли 15 военнослужащих. Минобороны РФ обвинило Израиль, самолеты которого в это время наносили удары по сирийским объектам в районе Латакии. Израильская сторона предупредила о начале действий за минуту, что не позволило вывести российский Ил-20 в безопасную зону, то есть фактически военные "прикрылись" российским Ил-20. Главнокомандующий ВВС Израиля Амикам Норкин 20 сентября прибудет в Москву, чтобы объяснить инцидент в Сирии. Пока эксперты разбираются, свой вердикт уже вынесли на ТВ. Депутаты и постоянные участники ТВ-шоу уже "отбомбили" по Израилю, "разорвали дипотношения", вспомнили Сталина. Член Общественной палаты России, юрист Илья Ремесло анализирует реакцию на крушение самолета и объясняет, чем опасны призывы к агрессивной войне тех, кто не имеет никакого отношения к вопросам войны и мира.

После трагической новости о сбитом самолете в Сирии прозвучало много разных мнений о том, как Россия должна реагировать на это событие. Минобороны жестко заявило, что в сбитом самолете виноват Израиль, и оставило за собой "право на адекватный ответ". Президент Путин выступил более дипломатично, назвав произошедшее "цепью трагических случайных обстоятельств".

В том, что произошло с нашим самолетом, еще предстоит разобраться. Безусловно, виновных надо наказать, а интересы страны необходимо жестко отстаивать. Лично я являюсь сторонником более жесткой линии внешней политики, но решать, конечно, президенту.

"Военные" в телевизоре

Вместе с теми, кому по должности положено заниматься вопросами войны и мира, одновременно выступили совершенно далекие от этих дел депутаты и телевизионные деятели – с довольно странными заявлениями.

Так, первый заместитель председателя думского комитета по обороне Александр Шерин призвал нанести ракетный удар по территории Израиля – то есть без разбора обстоятельств фактически призвал начать войну:

Я призываю системы "Бастион", С-400, "Искандер" показать, как они реально работают. Вот у нас полигон "Восток-2018", вот то же самое надо сделать с той площадкой, с которой взлетают самолеты – вот и все... Израиль считает абсолютно приемлемым поднимать вертолет и сносить несколько улиц какой-нибудь деревни или несколько домов на палестинской территории. И это происходит в течение часа… Мы весь мир приучили, что Российская Федерация не пойдет на такие меры... Поэтому будут подходить корабли, поэтому мы будем ловить с вами, как теннисной ракеткой шарики-воланчики, чьи-то ракеты, считать, сколько наших самолетов еще собьют.   

На телевизионных каналах творилась еще большая вакханалия, чем обычно, – говорили про "подлое государство Израиль", про то, что ситуация "напоминает 22 июня 1941 года", призывали бомбить и воевать.

На всякий случай напомню, что даже Сталин, узнав о нападении 22 июня 1941 года (которое немыслимо и оскорбительно сравнивать с инцидентом в Сирии), некоторое время не верил, что война началась, и не сразу отдал приказ об ответных действиях.

Многочисленными призывами к развязыванию агрессивной войны славится В.В. Жириновский, призывавший нанести ядерный удар по США, и многие другие деятели.

Именно за подобные высказывания по моей инициативе был приговорен по ст. 282 УК РФ медиаменеджер Антон Носик. А вот иных подобных ему разжигающих из телевизора правоохранительная система почему-то предпочитает "не замечать". Количество осужденных по статье о призывах к агрессивной войне стремится к нулю.

Да и в обществе принято относится к таким проявлениям толерантно-снисходительно, как будто это шоу. Как будто и нет в Уголовном кодексе статьи о призывах к развязыванию агрессивной войны.

А в случаях, когда к агрессивной войне призывают не депутаты и ТВ-эксперты, а, например, иностранцы – Следственный комитет моментально заводит дело, как это было с отставным генерал-майором американской армии Робертом Скейлзом.

Роберт Скейлз

И все-таки: в чем смысл этой массовой истерии на ТВ, включая не только историю с самолетом, но и многочисленные шоу с подставными украинцами, на которых обсуждается что угодно, но только не происходящее в нашей стране? Выпустить пар или наоборот – разжечь ненависть?

Ведь все мы понимаем, что эта трескотня по телевизору не имеет ничего общего с реальными решениями, которые принимают высшие чиновники в недоступных телевизионным болтунам кабинетах.

Чем опасны призывы к войне и кому они нужны

Все эти телевизионные забавы с разжиганием ненависти и призывами к войне не столь безобидны, как кажется. Люди, видя расхождение ТВ-картинки и реальности (в которой мы ведем себя весьма тихо, ограничиваясь "озабоченностями"), начинают звереть.

У меня неоднократно с раздражением спрашивали обыватели, насмотревшиеся ТВ-шоу, примерно следующее: 

Смотри, по телевизору же все говорят, что турки (евреи, украинцы, американцы) – это массовые убийцы, так когда же мы ударим по ним всем как следует ракетами?

Люди просто забывают, что в случае чего воевать придется не депутатам и не телевизионным "экспертам", разжигающим на массовую аудиторию, а простым гражданам.

Лично я не собираюсь отрицать пользу пропаганды – в тех случаях, когда реально идет война, она необходима для поддержания духа.

Но! Если в реальности принимаются умеренные решения, а в это самое время по телевизору к войне не призывает только ленивый, какой в этом смысл?

Ответ лежит на поверхности: имеет место переключение внимания с реальных назревших проблем на "внешнего врага". В реальности-то никто с этим внешним врагом не настроен всерьез воевать – обилие дел заменяется обилием громких слов.

Студия Первого канала

России, как говорил некогда Столыпин, для преображения необходим многолетний покой и концентрация на внутренних делах. Во внешней политике также следует жестко отстаивать свои интересы. Но что мешает это делать без истерик и показных призывов к войне?

Нам всем следует понять, что война – это не красивая картинка по телевизору, а нечто страшное. Можно спросить у оставшихся в живых ветеранов ВОВ, они напомнят, как это было. И тем более не имеют права нагло нарушать закон и призывать к войне те, кто во время нее отсидится в комфорте вместе со своими "элитными" детьми.