Статьи

Совсем не чайная церемония: Пекин ужесточает контроль за ИТ-гигантами

Китай модернизирует регулирование интернет-пространства, корректируя правила, которые не менялись на протяжении двадцати лет. Предлагаемые обновления законодательства определят полномочия и роли трех основных государственных органов, осуществляющих надзор за глобальной сетью. Пекин намерен положить конец проблеме распространения фейков и вредоносной деятельности интернет-мошенников.

Цифровой Китай

В 14-м пятилетнем плане развития государства китайское правительство решило сделать ставку на технологии и инновации. Приоритеты обусловлены желанием Пекина построить цифровую империю и обогнать США как страну с крупнейшей экономикой в мире. Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян, докладывая о новой пятилетке, подчеркнул, что развитие — ключ к решению всех проблем.

На волне амбициозных планов стать сверхдержавой Поднебесная решилась на масштабный пересмотр законодательства в сфере регулирования интернета. Пекин хочет расширить и ужесточить контроль как за отечественными, так и за иностранными технологическими компаниями. По словам Администрации киберпространства Китая (The Cyberspace Administration of China (CAC)) поправки к законодательству призваны "обеспечить здоровое и упорядоченное развитие информационных услуг в интернете", а также "поддержать национальную безопасность и общественные интересы".

При этом контроль над Сетью будет разделен между десятками правительственных агентств и останется в значительной степени фрагментированным. При этом, по словам аналитиков, новый свод правил лучше разграничивает полномочия органов власти, определяя четкие зоны ответственности для трех основных регуляторов. Так, Управление центральной комиссии по делам киберпространства (Office of the Central Cyberspace Affairs Commission (CAC)) будет отвечать за компьютерную безопасность и развитие интернета. Министерство промышленности, информации и технологий (The Ministry of Industry and Information and Technology (MIIT)) — за подключение к Сети и доступ на рынок. Бюро общественной безопасности (The Public Security Bureau) займется обеспечением порядка и безопасности в интернете, а также привлечением к ответственности за противоправные действия в Сети.

Времена меняются

Пекин намерен сделать все от него зависящее для того, чтобы онлайн-жизнь не ставила под угрозу интересы национальной безопасности страны. 20 лет назад в Китае было около 22 млн интернет-пользователей. Сегодня их уже 940 млн. За это время на рынок вышло несколько крупных технологических компаний, таких как ByteDance (владелец социальной сети TikTok), а также гигант интернет-площадок и игр Tencent, превративший интернет в платформу для покупок, общения и различных социальных взаимодействий.

Впервые в законодательстве перечислены все типы продуктов, попадающие под определение цифровых услуг. Меры регулирования теперь распространяются на все услуги, направленные на интернет-пользователей, предлагаемые как местными частными лицами, так и компаниями, осуществляющими свою деятельность через иностранные серверы.

По словам Ю Янтинга, старшего партнера Shanghai Debund Law Offices, поправки ложатся тяжелым бременем на поставщиков услуг, поскольку теперь они обязаны хранить информацию сетевого журнала в течение полугода, а не 60 дней, как это было раньше, а также должны сообщать государству о подозрительных активностях и нарушениях.

На фоне увеличения числа киберпреступлений ведется работа по укреплению авторитета полиции. По словам Джеймса Гонга, юриста Herbert Smith Freehills, в новом своде правил ее роль особенно подчеркнута. Бюро общественной безопасности, которое в прежней версии упоминалось только дважды, теперь фигурирует как минимум в 20 статьях.

Появились и новые статьи, которые нацелены на борьбу с интернет-мошенничеством, включая кражи личных данных и распространение дезинформации. Запрещено предавать ложную информацию огласке и оказывать содействие в ее распространении. Нельзя заниматься удалением, блокировкой или заменой контента в Сети, а также массово регистрировать и продавать аккаунты, искусственно завышать количество кликов и объемов транзакций с целью получения прибыли. Физическим лицам и компаниям, осуществляющим подобную деятельность, могут грозить серьезные штрафы в размере до 1 миллиона юаней (153 000 долларов США).

Новые правила расширяют понятие вредоносной информации в Сети. В дополнение к той, что ставит под угрозу национальную безопасность, государственную тайну или подрывает авторитет власти, теперь под запрет попадает информация, которая "нарушает порядок на финансовом рынке". Также недопустимо распространение фейков о стихийных бедствиях, эпидемиях, чрезвычайных ситуациях и лекарствах. Сайты с такой информацией могут быть заблокированы, а сотрудники привлечены к ответственности и оштрафованы на сумму до 100 000 юаней (15 458 долларов США).

Власти обязуются "отслеживать, предотвращать и ликвидировать незаконную и преступную деятельность в интернете, которая ставит под угрозу безопасность и порядок в киберпространстве Китая или нарушает законные права и интересы китайских граждан". Регуляторы уполномочены принимать любые необходимые меры, в том числе технические, для удаления информации, поступающей из-за границы и нарушающей национальное законодательство. Данное положение фактически формализует цензуру "Великого китайского файрвола", который блокирует доступ ко многим ведущим веб-сайтам мира, включая Facebook* и Google.

Ключевой момент в истории

Юрист компании Joint-Win Partners Джон Донг, высказываясь о новом законодательстве, отметил, что те изменения, к которым стремятся китайские власти, едва ли произойдут органически внутри ИТ-гигантов, поэтому регуляторы берут ответственность за будущее в свои руки.

Спустя два десятилетия после того, как Китай принял свое первое постановление в сфере регулирования интернета, страна создала альтернативную, отличную от западной модель надзора за киберпространством. По мнению экспертов, новые правила вобрали в себя многолетний опыт страны в части управления Сетью, что делает документ всеобъемлющим и современным.

Станет ли китайская модель примером для других стран — вопрос дискуссионный. Но уже сейчас аналитики отмечают, что проблема распространения дезинформации в Сети, а также недавний спор между Facebook* и правительством Австралии укрепили веру Поднебесной в превосходство собственного подхода.

  • * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ