Статьи

За мир с огромной армией: почему Швейцария отказалась от участия в войнах

За мир с огромной армией: почему Швейцария отказалась от участия в войнах

В мире мало стран, которые могли бы похвастаться хорошо сохранившимися ценностями и архитектурой. Швейцария - одна их них. Страна решила отказаться от военного прошлого и выбрала нейтралитет. Она не участвует в вооруженных конфликтах и не принимает ничьей стороны. Там не найти изрешеченных пулями зданий или разрушенных бомбами строений. При этом Швейцария обладает колоссальными военными возможностями. Сергей Харламов рассказывает, как уживаются швейцарские нейтральность и воинственность, какая выгода им от мировых конфликтов и как долго политика нейтралитета будет продолжаться. 

Маленькие милитаристы

Знаете ли вы, какое государство имеет самую большую армию по отношению к численности населения? Это не Израиль, не Россия и даже не КНДР. Это Швейцария - страна, известная своей нейтральностью. Последняя война, в которой она участвовала, закончилась в 1815 году.

Более того, Швейцария просто напичкана вооружением, во всяком случае для такой страны цифры могут показаться колоссальными. Военный бюджет составляет $5 млрд – всего в стране 7,5 млн человек. Военный парк насчитывает 800 бронемашин (в основном немецких "леопардов"), 350 боевых самолетов разного назначения, 100 вертолетов и бесчисленное количество артиллерии. Зачем это "нейтральной" стране? 

Регулярных служащих в Швейцарии не больше 20 тысяч, и цифра снижается под давлением активистов

Швейцарский нейтралитет на самом деле называется "вооруженным нейтралитетом", что в рамках международного права определяется как объявленная готовность защищать экономические связи от воюющих государств с помощью регулярной армии. В альпийском государстве за 200 лет нейтралитета это вылилось в лозунг "У Швейцарии нет армии, Швейцария и есть армия".

Для защиты своей политической и экономической стабильности Швейцария готова только за первые 72 часа мобилизовать 200 тысяч военнослужащих, а в дальнейшем и все 1,7 миллиона – это очень много. Например, в России численность ВС чуть-чуть не достигает 2 млн человек (при общей численности населения 144 млн человек). Это возможно, потому что швейцарец за свою жизнь несколько раз проходит короткие военные сборы, а амуницию и оружие хранит дома. "Самая миролюбивая страна в мире" находится на первом месте по количеству зарегистрированного оружия на душу населения в Европе. Огнестрел есть у каждого второго швейцарца.

План "Редут"

В конце XIX века правительство Швейцарии придумало оборонительный план, которого придерживается до сих пор и регулярно его обновляет. Он называется "Национальный редут". Он способен превратить альпийскую тишь в адскую ловушку для любого противника. Все дело в идеальном рельефе, благодаря которому даже многократно превосходящим силам противника дорого обходился бы каждый клочок альпийских лугов.

С севера Швейцарское плато защищает горный массив Юра, с юго-востока – мощная гряда Альп. Внутрь страны масштабное наступление может вестись только с двух сторон. План "Редут" предполагает мгновенную мобилизацию граждан и занятие позиций по всему периметру горных склонов, с которых отлично просматривается долина. В склонах уже спрятано огромное количество артиллерии, способной вести огонь по всем, кто будет продвигаться вглубь страны.

Но и это еще не все. Все стратегически важные мосты и переправы в Швейцарии оборудованы системой удаленной детонации, что позволит задержать наземные силы противника. Или отрезать их части от подкреплений… То же самое касается иных строений, которые могут быть использованы противником. Всего заминированных сооружений в стране насчитывается около трех тысяч, включая целые горные гряды, которые, взорвавшись, заблокируют серпантины.

Замаскированная под камень пушка

Швейцарцы почти в полном составе могут пережить ядерную войну. Эта страна единственная в мире располагает достаточным количеством убежищ, способных вместить 114% граждан страны. В 1978 году была запущена отдельная программа, согласно которой в зданиях общественного назначения обязательно должно было размещаться убежище, которое жители обязаны поддерживать в работоспособном состоянии и обновлять запасы провианта на 4 месяца. Всего в стране около 250 000 таких убежищ - от маленьких погребов до огромных подземных пространств.

Автотуннель Зонненберг около Люцерна является самым большим действующим убежищем в мире, способным выдержать ядерный удар 70 "хиросим": там одновременно могут укрыться до 10 000 человек в 64 залах, а туннель закрывается с двух сторон огромными стальными дверями. Изначально там должно было размещаться 20 000 человек, но учения, проведенные в 1987 году, показали, что такое огромное количество людей просто не успеет укрыться за 24 часа, и вместимость уменьшили.

Бараки внутри туннеля, таких длинных коридоров там 64

Причиной создания такой нерационально большой армии служила угроза советского вторжения, культивируемая на протяжении большей части XX века. С этим связано множество шуток современного швейцарского милитаристского фольклора. Как показывает практика, наращивание вооружений ведет к военным конфликтам, но не в случае с Швейцарией…

Столпы государственности

Но почему же такая с виду милитаристская страна уже 200 лет не участвует в мировых конфликтах? Ответ кроется в истории. Чтобы найти точку невозврата, нужно посмотреть, на чем держится нейтралитет современной Швейцарии. В определении "нейтралитета" на сайте Департамента иностранных дел перечислены несколько основополагающих принципов Швейцарской Конфедерации:

- Воздерживаться от участия в войне;
- Концентрироваться на защите;
- Не позволять воюющим сторонам пользоваться территорией страны;
- Обеспечить равное обращение с воюющими государствами в отношении экспорта вооружений;
- Не поставлять наемные войска в воюющие государства. 

Последний пункт как раз отражает специфику страны. Дело в том, что в Средние века швейцарские кантоны были известны всей Европе как главные поставщики хорошо обученных наемников. Это был единственный реально приносящий доход бизнес для страны, не имевшей выхода к морю, с непригодной для земледелия территорией. Часто доходило до трагически смешного: швейцарские наемники воевали в двух разных армиях друг против друга.

В 1515 году знаменитые швейцарские пикинеры были наголову разбиты объединенной французской и венецианской армией под Мариньяно, после чего экономика страны пережила мощный кризис из-за неспособности вести военные экспансии. Вместе с экономическим в стране произошел кризис психологический. Кантоны отказались от крупномасштабных военных действий, и к началу XIX века остался единственный заказчик швейцарских пикинеров – Папа Римский. Они и по сей день служат папскому престолу в Риме. В 1546 году Швейцария после нескольких лет внутренних междоусобиц издала первую официальную декларацию о нейтралитете, но тогда этот документ не был поддержан соседними странами.

Рост территорий кантонов Старой Конфедерации. Структура до наполеоновского вторжения была чрезвычайно сложна и порождала бесконечные конфликты

Второй акт, закрепивший веру швейцарцев в нейтралитет, произошел в промежутке от 1798 до 1815 года, когда Франция вторглась в Старую Конфедерацию и кантоны были объединены под протекторатом Наполеона, а в 1810 и вовсе стали частью Первой империи. Швейцария снова в тот момент начала поставлять Франции военных, в местных учебниках истории изучаются деяния 26 генералов-бонапартистов, служивших под началом Наполеона. Один из них, генерал Антуан-Анри Жомини, прошел с Наполеоном Испанию и дошел до России, но после переправы через реку Березина перешел на сторону Александра I.

16 января 1815 года на Венском конгрессе, призванном восстановить нарушенный наполеоновскими войнами баланс сил в Европе, в документах был впервые употреблен термин "постоянный нейтралитет" в отношении Швейцарии. Страна признавалась пострадавшей от Наполеона и должна была служить примером некоего восстановления справедливости:

Союзные державы, - говорилось в протоколе, - обязались признать и заставлять признавать в эпоху всеобщего замирения постоянный нейтралитет Швейцарского Союза.

20 марта была подписана декларация, признающая необходимость установления постоянного нейтралитета Швейцарии. Страны подчеркивали собственный интерес в этом нейтралитете. Позже был подписан акт о гарантии нейтралитета. То есть вся Европа гарантировала Швейцарии нейтралитет, а 8 стран "ручались в целостности и неприкосновенности владений" пострадавшей страны.

Венский конгресс

Что это все означало в реальности: этим актом европейцы признавали стратегически важное на тот момент положение Швейцарии и создавали на ее месте некое буферное государство, существование которого делало бы дальнейшие конфликты в зоне затруднительными.

Бесспорно, - писали Маркс и Энгельс в 1853 году, - Меттерних (австрийский канцлер, организатор Венского конгресса – прим.) и Гизо (французский дипломат – прим.) не раз могли воскликнуть: "Если бы Швейцарии не было, ее нужно было бы выдумать!"

Наполеоновские завоевания на самом деле помогли Швейцарии укрепиться и ощутить пользу от объединения. Споры на эту тему продолжались внутри страны вплоть до 1848 года, до образования современного государства Швейцарии. Одни хотели возвращения к разрозненным конфедеративным образованиям донаполеоновской эпохи, другие предлагали оставить все как есть. В итоге победило нечто среднее с общей внешней политикой, которая и так была предопределена европейскими державами.

В конечном счете судьбу Швейцарии решил именно царь Александр I, глава антинаполеоновской коалиции. Проконсультировавшись с Лагарпом (дипломат и учитель царя – прим.), он объявил о своем намерении сохранить Швейцарию в составе 22-х кантонов, тогда как австрийский канцлер Меттерних симпатизировал скорее кантону Берн, склоняясь к восстановлению Старой Конфедерации, - считает швейцарский историк Оливье Мевли.

Первым же проверочным экзаменом стал военный конфликт между Францией и Пруссией в 1871 году. Прижатая французская армия генерала Кленшана сложила оружие и капитулировала перед войсками Бисмарка именно на территории Швейцарии, где их уже не преследовали. Через 21 день был подписан мирный договор, Франция потеряла Эльзас и Лотарингию, немецкие войска заняли Париж, но Кленшану удалось сохранить жизни 80 тысячам французских военных.

Это был первый случай масштабных гуманитарных действий. Сегодня Швейцария продолжает придерживаться тех же принципов: оказывает помощь в переговорах, становится посредником и "арбитром". 

Новый мир

Затем были мировые войны, во время которых Швейцария снова выступала "посредником". Во множестве источников указано, что Швейцария проделала титаническую дипломатическую работу по налаживанию отношений между странами-агрессорами, между которыми швейцарцы оказались зажаты. На самом деле ей было выгодно поддерживать отношения и с Гитлером, и с антигитлеровской коалицией: Швейцария осуществляла денежные операции в рейхсмарках и управляла счетами нацистской Германии, а союзникам было выгодно, что швейцарцы не пускают немцев к своей инфраструктуре. При всем при этом немцы не могли просто захватить Швейцарию из-за риска уничтожения горных тоннелей и дорог, которые затруднили бы кооперацию стран "Оси", если бы они открыли фронт и там.

Конечно, после окончания Второй мировой и установления ядерного паритета Швейцария только расширила свои посреднические функции. Именно швейцарские дипломаты представляли интересы Кубы и Ирана в США (и наоборот), именно Швейцария оказалась внутри дипломатического скандала за поддержание связей с ХАМАС, с президентом Махмудом Ахмадинежадом и с Далай-ламой. Десятки лет швейцарские компании поставляли специалистов и оборудование для иракских и пакистанских ядерных программ. 

Процесс снятия таблички "миссии интересов" Швейцарии после того, как на Кубе появилось официальное посольство США

В 1993 году в стране был принят Доклад о внешней политике страны. Там в приложении отмечалось, что "классический нейтралитет" был способом ухода от конфликтов Холодной войны. С этим документом Швейцария признает конец позиционирования себя как буфера - сначала между Францией и Германией, а позже - между Западом и странами ОВД. Первым широким объединением, к которому присоединилась Швейцария, оказалась Женевская конференция по разоружению в 1996 году. В том же году Швейцария стала участником программы "Партнерство ради мира" НАТО, а в 1997 - членом Совета евроатлантического партнерства.

В 90-х Швейцария присоединялась к санкциям против Югославии, Гаити, Сьерра-Леоне, против Анголы и "Талибана"*. В случае с Югославией это произошло без санкции ООН. Для каждого случая Швейцария оговаривала определенные критерии, основываясь на внутриполитических настроениях, однако очевидно, что экономическая общность, на защиту которой всегда был направлен швейцарский нейтралитет, значительно расширилась с появлением ЕС. Конечно, все это пока не противоречит естеству нейтральности - Швейцария еще борется за мир во всем мире и не пытается втягиваться в конфликты.

Однако современность ставит перед Швейцарией новые вызовы. И вот уже больше 40% швейцарцев думают о сокращении и отмене армейских принципов в обществе. Договоренности 200-летней давности могут не сработать, когда ты полностью окружен единым европейским государством, а солидное количество экономических связей обеспечивается с североамериканского материка. За нейтралитетом Швейцарии всегда стояла лишь экономическая выгода, поэтому Швейцария поддерживает российские санкции, а не европейские. Но как долго руководство страны, находящейся в сердце Европы, будет удаваться отличать собственные интересы от общеевропейских?

  • * «Талибан» – террористическая организация, запрещенная в России.