Точное количество санкций, введенных Соединенными Штатами против России, российских предприятий и граждан, не сможет назвать даже чиновник минфина любой из этих стран. Сложно даже представить, какое еще ЧП "повесят" на Россию в обозримом будущем, зато легко догадаться, какие санкции за них последуют. Так, например, когда первый заместитель председателя ЦБ Ольга Скоробогатова без всякого видимого повода сообщает, что "Центробанк не видит рисков отключения России от международной системы межбанковских платежей SWIFT", становится тревожно. Михаил Мельников рассказывает, как простому человеку подготовиться к самым суровым из возможных новых санкций.
Предупредительные выстрелы
После того как новый президент США Джо Байден прочнее уселся в своем кресле и уже почти не боится с него упасть (хотя на всякий случай и называет порой свою "вице" Харрис главой страны), Россия оказалась под новым огнем санкций. Самым чувствительным стал давно ожидавшийся запрет гражданам и компаниям США участвовать в первичном размещении облигаций федерального займа (ОФЗ) России, но на бюджете России это не скажется практически никак. Серьезной необходимости в ОФЗ у нас вообще нет, более того, мы храним часть золотовалютного резерва страны на зарубежных депозитах под меньшие проценты, чем платим "инвесторам" в облигации. Экономический смысл такого поведения Минфина выглядит, мягко говоря, туманным.
Но подобные ограничения, равно как и санкции против отдельных граждан и организаций, — это все-таки очередные "последние американские ограничения". Потому что в арсенале Штатов осталось лишь два по-настоящему серьезных экономических удара по России, но пока что новая администрация действует по принципу "угроза сильнее исполнения".
Это запрет на покупку российских энергоносителей и отключение России от международной банковской системы SWIFT.
Перекрытие трубы: что будет?
Понятно, что напрямую запретить условной Словакии закупать российский газ США, несмотря на присвоенный ими статус хозяев мира, не в состоянии. Но они могут запретить американским гражданам и компаниям любое сотрудничество с любой организацией или государством, закупающими энергоносители или энергию в России. Это более чем серьезная угроза: от компаний из такого черного списка отшатнутся и неамериканские контрагенты, так как сеть влияния заокеанской супердержавы пронизала всю мировую экономику (скажем, в устройстве, с которого вы читаете эту статью, непременно использованы запатентованные американские технологии) — неизвестно, как аукнется нелояльность. Ведь для многих даже банальное ограничение показов в "Фейсбуке" или "Инстаграме" может привести к серьезному снижению продаж, что уж говорить о более серьезных методах воздействия.
Безусловно, подобный вид санкций имеет полное основание называться "адским". Россия не останется без покупателей своего главного экспортного продукта, но в основном это будут такие же страны под санкциями, лишними деньгами не располагающие. Остальные же будут требовать серьезного дисконта за риски — особенно в этом поднаторел Китай, качавший, например, из обложенного санкциями Ирана нефть за совершеннейший бесценок.
Перекрытие трубы: что делать?
Подготовиться к этому рядовой человек не может практически никак. Стратегические закупки гречки и туалетной бумаги доказали свою неэффективность, а, скажем, превентивно вооружаться не только противозаконно, но и опасно: у вооруженного человека шанс погибнуть при беспорядках даже выше, чем у простого обывателя, он представляет собой более важную цель.
Но не будем о грустном, ибо такая мера резко всколыхнула бы и без того нарастающие антиамериканские настроения в Европе. Восточноевропейские НПЗ давно настроены под нашу Urals, российский газ из трубопроводов существенно дешевле поставляемой по морю американской или ближневосточной сжиженной альтернативы. И без того дорогое энергообеспечение домохозяйств в Европе стало бы еще дороже, и никакая пропаганда не смогла бы скрыть, что в этом прямо виновны США, к тому же американские компании еще и наживаются на этом. А потеря контроля над Евросоюзом для США равнозначна утрате статуса однозначного гегемона — страшному сну Вашингтона. Европа уступает Штатам только в военной мощи и при возможном замирении с Россией легко исправила бы и этот недостаток.
При нарастании нелюбви между США и Россией определенные ограничения на нашу торговлю углеводородами будут налагаться, но в медленном, пробном режиме.
Отключение от SWIFT: что будет?
А вот отключение России от банковской системы SWIFT (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) рассматривается как совершенно реальная угроза, и ее всерьез комментируют высокопоставленные политики. Каждый раз, когда вы расплачиваетесь карточкой или через приложение банка, вы пользуетесь сервисами SWIFT. И каждый раз бенефициары этой системы — чаще всего компании Visa и MasterCard — получают за это свою долю малую (в среднем 0,5–2,0%). Россия, надо сказать, страна с очень высоким уровнем проникновения цифровых технологий, доля безналичных платежей у нас существенно выше, чем в большинстве стран Европы (третье место в мире по числу операций в SWIFT), поэтому отказываться от такого куша международные корпорации не хотят. Добровольно нас никто не отключит, и в штаб-квартире SWIFT, расположенной в Бельгии, подчеркивают, что не находятся в американской юрисдикции.
Но что, если Вашингтон все же настоит на своем? Сумели же ранее отключить Иран и Северную Корею. Глава "Сбера" Герман Греф говорит, что в этом случае холодная война покажется детской забавой. Для вверенной ему организации — возможно, но обычные пользователи на первых порах ничего не почувствуют: с 2015 года все платежи внутри России проходят через Национальную систему платежных карт. А вот трансграничные переводы на какое-то время станут почти невозможными. И из-за этого потери бизнеса, причем отнюдь не только банковского, будут огромными. Приостановятся все экспортно-импортные операции, упадет курс рубля, вырастут проценты по кредитам и цены на импортируемые товары, возникнет дефицит.
Отключение от SWIFT: что делать?
В этих условиях очень соблазнительной выглядит идея уйти в наличные, минимизировать использование банковских услуг. Но, увы, безопасность хранения денег хотя бы в лимите 1,4 млн руб. (а у подавляющего большинства россиян больше и нет) в банке все же существенно выше.
Спекулянтам на заметку: если США всерьез надавят на Брюссель и тот отключит SWIFT, пресловутый "доллар по сто" мы увидим уже через пару дней. Коррекция последует не ранее чем через несколько недель, но последует обязательно.
Впрочем, поскольку в разрыве экономических отношений с Россией никто не заинтересован (кроме США, с которыми мы и так уже практически не торгуем), ситуация достаточно быстро нормализуется — в международных расчетах перейдем на китайскую систему CIPS, менеджмент которой только об этом и мечтает. Плюс присоединимся к европейской программе INSTEX, специально созданной для торговли с санкционным Ираном.
Альтернатив "Свифту" масса, единственное преимущество действующей системы — ее глобальный характер, все конкуренты, имея технологические плюсы по сравнению со стареньким "Свифтом", действуют лишь в отдельных регионах и при этом, увы, несовместимы между собой.
Увесистую часть частных международных переводов из России составляют транзакции гастарбайтеров в республики бывшего СССР — для сохранения этих денежных ручьев там с готовностью примут любую российскую систему.
На смену VISA и MasterCard придут российский "Мир" и китайский UnionPay (рекомендую заранее обзавестись картами этих систем).
Уйти первыми
В целом же отключаться от SWIFT и прекращать игру с Visa и MasterCard нам надо самим. Важно не покупаться на ухищрения недобросовестных маркетологов, провоцирующих людей тратить деньги, которые иначе "зависнут на счетах". Ваш счет в российском банке сам по себе может обслуживаться и без SWIFT — через Национальную платежную систему "Мир". Да, какое-то время не получится взаимодействовать со многими зарубежными контрагентами, но часто ли вы это делаете? К слову, ваш любимый "Алиэкспресс" с "Миром" давно дружит.
Но в целом угроза невелика. Слишком большие деньги получает Запад от контроля над денежными операциями в России, слишком много бесценной информации получает он через европейский SWIFT и американские системы платежных карт. Финансовые власти США сильнее политических — именно на этом, кстати, споткнулся Дональд Трамп, потративший на борьбу с Федеральной резервной системой массу сил, которые могли бы пригодиться для совсем других задач.
* * *
Единственный способ противостоять зарубежному санкционному давлению — по максимуму покупать российское, поддерживать своего производителя, оставлять деньги в своей стране. Чем больше граждан будут сознательно следовать этому принципу, тем проще нам будет выдерживать давление извне.