18 января 1918 года в Таврическом дворце Петрограда начало работу Учредительное собрание - орган, которому предстояло определить госустройство страны. Выборы в него проводились еще в ноябре 1917 года. Тогда большевики проиграли. Однако 19 января 1918 взяли реванш, разогнав Учредительное собрание и забрав право решать вопросы войны и мира и определять органы госвласти. Дометий Завольский - о третьем перевороте Революции.
Известна публицистическая манера заявлять, что какой-то век не соответствует своей календарной продолжительности. Например, историки Средневековья говорят о "длинном VII веке" – эпохе многообразных бедствий и особо глубокого упадка, обрушившейся на христианский мир в последние десятилетия VI века и завершившейся победами над арабами в 718 г. при Константинополе и в 732 г. при Пуатье. О XIX столетии писали, что началось оно со взятия Бастилии, а завершилось выстрелами в Сараеве. Концом ХХ века сначала объявили 1991 год (когда исчезло главное следствие Первой мировой войны – СССР), но потом продлили "короткий ХХ век" до 11 сентября 2001 года.
Как бы ни был условен этот прием, пожалуй, можно допустить, что 1917 год в русской истории завершился ранним утром 6 (19) января 1918 года.
1917-й называли годом двух революций: февральской ("буржуазной") и "Великой Октябрьской социалистической". На деле удавшихся переворотов в "длинном 1917 году" было три.
Февральским военным путчем (остающимся до сих пор недоисследованным и недоосмысленным) уничтожен был главный контур российской государственности – пресловутый царский режим, включая институт монархии, а заодно и органы внутренних дел. Вычищено было высшее гражданское руководство, а военное сверху донизу сразу ощутило, что власть его теперь ограничивается не только либеральным диктатом сверху, но и анархическим террором снизу. Государство потеряло значительную часть авторитета и управляемости. Вопреки надеждам иных титулованных и многозвездных интриганов к власти пришла парламентская оппозиция.
При этом в стране фактически отсутствовал парламент. Дума, работавшая во время войны нерегулярно, 1 ноября 1916 года (по новому стилю) начала очередную сессию и уже через две недели, 1 ноября (по старому стилю) оскандалилась речью лидера конституционных демократов Милюкова "Глупость или измена?", ставшей спусковым крючком политического кризиса, приведшего к Февралю. В декабре деятельность Думы была приостановлена императором, в феврале, накануне переворота, возобновлена – но обе эти меры произвели эффект, обратный желанному.
Одним из последних своих распоряжений Николай II вновь отправил Думу в отпуск. Образованный думской либерально-социалистической оппозицией Временный комитет Государственной Думы сформировал Временное правительство. Дума в целом более не собиралась: ее полномочия истекали осенью, и депутаты предпочли обратиться к подготовке к выборам Учредительного собрания. Была и другая причина: половина депутатов, принадлежавшая к лоялистским группам, была деморализована или считала более осмотрительным пока не появляться на столичной сцене…
В Петрограде в те же дни фактически образовался аналог парламента – Петроградский совет. Он объединил сторонников крайне левой оппозиции, апеллировавшей к народным массам, - эсеров, меньшевиков, большевиков, беспартийных радикалов. Председателем Петросовета стал меньшевик (и грузинский националист) Чхеидзе, одним из его заместителей – член думской Партии труда Керенский. На рубеже марта-апреля под председательством лидеров Петросовета проводится Всероссийское совещание советов, а в июне – I Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов. Они в целом поддерживают Временное правительство и не поддаются на большевистский лозунг немедленного выхода из войны.
Августовский путч генерала Корнилова не удался. Накануне проводится Московское государственное совещание – по сути правый съезд советов, в котором принимают участие члены Временного правительства во главе с Керенским и сотни бывших думских депутатов.
1 (14) сентября 1917 г. Временное правительство Керенского провозгласило Россию республикой, что, по здравому размышлению, тоже имело черты государственного переворота и уж точно нарушило право будущего Учредительного собрания решить вопрос о государственном устройстве страны. В Петрограде в конце сентября прошло Всероссийское демократическое совещание, в котором наравне с социалистами были представлены либералы и неполитические организации. Им был избран Временный совет Российской республики или Предпарламент – совещательный орган при Временном правительстве.
Одновременно идет процесс большевизации советов, самими же большевиками и срежиссированный: по сути места в параллельных органах власти пока занимаются по принципу "кто громче крикнет", а в городах и в армии большевики становятся наиболее мощной силой. РСДРП(б) инициирует созыв II Съезда Советов в надежде, что Съезд окажется альтернативой Учредительному собранию, победу в котором прочат крестьянским избранникам – эсерам.
Если выборы в Думу проводились по сословно-пропорциональной системе, в которой голоса сотни крестьян мужского пола уравновешивались голосом одного помещика, то выборы в Учредительное собрание впервые были объявлены равными: женщины до них не допускались, но голоса избирателей-мужчин становились равноценны. В этих условиях можно было не сомневаться в успехе партии, имевшей лучшие позиции у подавляющего большинства населения.
Октябрьским переворотом коалиционное Временное правительство было заменено на большевистско-левоэсеровский Совет Народных Комиссаров. Функции же Учредительного собрания взял на себя в те дни II Всероссийский съезд Советов. Предпарламент попросту растворился.
Однако в ноябре-декабре состоялись выборы во Всероссийское учредительное собрание. 100 депутатов из 800 не были избраны. Далеко не все избранные к 5 (18) января добрались до Петрограда, но парадоксальным образом Учредительное собрание приняло за норму установленный именно ленинским Совнаркомом кворум в 400 человек и начало работу под председательством правого эсера Чернова. Большинство, как известно, составляли правые эсеры, весомое меньшинство – большевики. В день открытия в Петрограде была разогнана манифестация в поддержку Собрания, прошли вооруженные столкновения между большевиками и правыми эсерами. Впрочем, впоследствии выяснилось, что перед тем из-за плохой организации, нерешительности и измены сорвался назначенный на 2 (15) января эсеровский путч.
Собрание одобрило национализацию помещичьих земель, провозгласило Россию федеративной демократической республикой, призвало к заключению мира с Германией и ее союзниками, но отвергло большевистскую Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, провозглашавшую советы органами государственной власти.
После этого, как известно, большевистско-анархистский караул "устал ждать". Это был третий, финальный переворот, сделавший революцию 1917 года не только необратимой, но и необратимо сверхрадикальной. Февральское двоевластие по схеме "радикалы против либералов" меньше чем через год закончилось победой архирадикалов – при том, что в роли парламентских либералов оказались прошлогодние радикалы. Большевистский режим, только пришедший к власти, сразу же утвердился как полуторапартийная, а вскоре как однопартийная диктатура, не имеющая ни опыта, ни потребности согласования своих действий с иными политическими силами. При этом большевизм на деле был партией политического меньшинства в отличие от работавших с крестьянами эсеров, гораздо более оторванного даже от той малой части народных масс (рабочего класса), что сам провозглашал своей опорой.
Известные до той поры революции были революциями парламентскими. Сколь ни радикальны были их цели и способы достижения, но всякая революционная власть была консенсусом радикалов и постепенно выбраковывала наиболее экстремистские силы. Глубина советской революции была во многом обусловлена тем, что узкая партия утопического социализма с самого начала оказалась в положении коллективного военного диктатора, не обязанного считаться ни с кем и ни с чем, кроме собственных физических сил.