Общество

В российском бюджете предусмотрено 1,4% требуемой суммы для перевода транспорта на СПГ

В российском бюджете предусмотрено 1,4% требуемой суммы для перевода транспорта на СПГ
10 млрд вместо 700: в российском бюджете предусмотрено 1,4% требуемой суммы для перевода транспорта на СПГ

700 млрд рублей потребуется до 2030 года, чтобы добиться широкого применения СПГ в качестве топлива для транспорта – такая сумма значится в исследовании консалтинговой компании "Яков и партнеры".

Как сообщает телеграм-канал "МашТех", вместо необходимых 700 млрд в действующем бюджете предусмотрено лишь 10 млрд рублей на поддержку отрасли газомоторного топлива до 2026 года по линии Минэнерго – 1,4% от требуемой суммы. Впрочем, министерство уже разрабатывает обновленную концепцию развития ГМТ до 2035 года.

В марте 2020 года правительство уже утвердило подпрограмму "Развитие рынка ГМТ", на которую в бюджете было заложено 19,3 млрд рублей. К 2024 году по её итогам потребление газа в качестве моторного топлива должно будет достигнуть 2,7 млрд м³, число газовых заправок – 1273 единиц, а парк техники на СПГ должен увеличиться не менее чем на 40 тысяч единиц.

Газовых заправок в 2022 году действительно стало в 1,5 раза больше, чем в 2021 году, – 896. Вот только станций для заправки СПГ из них всего 14. Проблема проста и понятна: заправочных станций мало, потому что мало техники на СПГ. А техники на СПГ мало, потому что не хватает инфраструктуры – тех самых заправочных станций.

СПГ сейчас изредка используется для заправки магистральных тягачей, тяжелых грузовиков, тракторов и автобусов большого класса, поскольку стоимость владения машиной на таком топливе на протяжении всего жизненного цикла на 20–30% ниже, чем с дизельным двигателем.

По той же причине, а также благодаря экологичности газа, актуально его использование и для водного транспорта или магистральных локомотивов. Существуют теплоходы и карьерные самосвала на СПГ, а РЖД готовят проект по внедрению сжиженного газа как альтернативного энергоносителя для тяги поездов.

"Но все это светлое СПГ-будущее возможно только в том случае, если будут инвестированы те самые 700 млрд рублей. У водорода будущего тоже нет, поскольку адекватной цены на водородное топливо можно добиться лишь в радиусе 200–300 км от места его производства. Дальше – дороже. Пока вся надежда только на КПГ и электротранспорт. И даже если все пойдёт хорошо и к 2030 году доля электромобилей достигнет 15% рынка новых машин, Россия по прежнему будет оставаться бензиново-дизельной державой", – резюмировали авторы "МашТеха".