Общество

Интернет по-китайски: что можно, а что нельзя делать в Синете

Интернет по-китайски: что можно, а что нельзя делать в Синете

Председатель СК Александр Бастрыкин выступил с предложением ввести регулирование сферы Интернета и сетевых СМИ по китайской модели: "В разумной мере этот опыт вполне мог бы быть взят на вооружение в России". По его мнению, это будет действенным методом в борьбе с экстремизмом в условиях информационной войны со странами Запада. Ruposters разобрался, как выглядит китайский сегмент Сети и собрал 8 фактов, которые надо знать о принципах регулирования Интернета в Поднебесной.​

Китайцы в сети

По данным на начало 2016 года Синетом [самоназвание китайского сегмента Интернета] пользуются более 700 миллионов жителей страны - то есть чуть больше половины населения. По этому показателю Китай уверенно занимает первое место среди всех стран в мире. Активность пользователей Интернета довольно высока, несмотря на блокировку большинства крупных иностранных сайтов и сервисов - почти у любого из них есть местный аналог, сравнимый по функционалу и удобству с оригиналом.

Аналоговое развитие

Скриншот одной из страниц Weibo

Обвинения в слишком жесткой цензуре в Поднебесной часто строятся вокруг запрета крупнейших социальных сетей и видеохостингов - Facebook, Twitter, YouTube и тому подобных, однако большинство критиков не подозревают, что в Китае для них созданы собственные аналоги, которыми охотно пользуется местное население.

Вместо Twitter китайцы пользуются Sina Weibo, Facebook им заменяет социальная сеть RenRen, а видео с котиками они смотрят не на YouTube, а на YouKu. Аналоги есть и у Google, Wikipedia, а размах крупнейших интернет-магазинов в Китае успели оценить и жители России, которые регулярно заказывают на AliExpress "качественные товары по оптовым ценам".

"Критиковать нельзя"

Вопреки расхожему мнению, критика местных властей в Синете совсем не возбраняется. Там нет задачи на корню зарубить все мнения в адрес правительства. Американские исследователи китайского сегмента интернета утверждают, что власти Китая используют высказывания пользователей сети, чтобы более эффективно выстроить управление государством, а критика рядовых граждан используется против чиновников на местах. За обсуждение работы китайского ЖЭКа в тюрьму или под домашний арест вас не отправят.

Запретные темы

Как выглядит заблокированный китайский блог 

Запретные сюжеты в Китае делятся на две категории - постоянные и динамические. В постоянную попадают такие темы, как “красный террор”, “независимость Тибета”, “репрессии” - подобные поисковые запросы приведут на страницу с “техническими работами”, а посты в соцсетях или не отправятся вообще, или не будут видны другим пользователям. Об этом знают все пользователи Синета и редко пытаются найти обходные пути. 

Динамичные запреты  - это автоматизированная обработка “вирусных” тем, которые набирают популярность в связи с теми или иными событиями внутри страны и могут привести к массовым политическим движениям или посеять панику среди населения. Например, под запрет обсуждения в китайском Интернете попала история с якобы обвалом одной из станции метро в Пекине. Чтобы люди не начали в панике выбегать из подземки (что привело бы к человеческим жертвам), власти просто запретили публиковать что-либо на эту тему.

“Великий китайский фаервол”

В Китае создана самая совершенная (на данный момент) система блокировки нежелательного контента в Интернете. Система, называемая “Великий китайский фаервол”, использует множество методов для ограждения пользователей от информации, которую запретила власть. Она включает в том числе блокировку IP-адресов, фильтрацию DNS-запросов, блокировку интернет-адресов и соединений, осуществляемых через VPN.

Интереснее всего с VPN. Активные пользователи, пытающиеся попасть во “внешний” интернет, часто покупают себе подписку на специальные виртуальные сети, которые позволяют “пробиться” через китайскую систему фильтрации, и даже не подозревают, что правительство незримо присутствует и здесь. Во время недавнего съезда Коммунистической партии Китая подписчики VPN обнаружили, что их соединение с Интернетом было крайне медленным и обрывалось спустя 15-20 минут использования.

Интернет-полиция

Во время “накала страстей” помимо технических средств в Китае используют и человеческие ресурсы - для отработки вирусных тем подключаются “интернет-полицейские”, которые работают как в правительственных учреждениях, так и внутри крупных интернет-компаний. Их задача - остудить пыл наиболее активных пользователей, предупредить о том, что распространение той или иной информации нежелательно и, возможно, заблокировать пользователя (ненадолго).

Блокируют, кстати, выборочно - вы можете и дальше публиковать фотографии своих дим самов, но обсуждать запретную тему не получится - другие пользователи не будут видеть эти публикации в своих лентах, а из-за отсутствия обратной связи интерес к освещению события быстро сойдет на нет.

Самоцензура

Довольно показательно добровольное сотрудничество провайдеров и владельцев сайтов с властями Поднебесной. Зная, что за распространение нежелательной информации может пострадать не только конечный пользователь, но и оператор, предоставляющий ему услуги, все крупные интернет-компании имеют в штате так называемых “уборщиц”, которые занимаются удалением запретного контента.

Кроме этого, на территории Китая владельцы сайтов с пользовательским контентом пользуются специальными фильтрами. К примеру, при попытке отправить сообщение со словом “Тибет” пользователь получит предупреждение о недопустимости этой темы на территории Поднебесной, а само сообщение будет состоять из одних троеточий.

Со своим уставом

Повлиять на мир Синета за пределами Китая тоже не представляется возможным. Власти страны зорко следят за тем, чтобы запреты действовали не только внутри страны, но и (по возможности) снаружи. Пользователи популярнейшего мессенджера WeChat столкнутся с невозможностью обсуждения правильности идеологии Китайской коммунистической партии по всему миру, а при полете на самолетах авиакомпании China Eastern вы сможете пользоваться Wi-Fi только с условием наличия встроенных ограничений.