Мнение

Пять лет спустя: о чем напомнил фестиваль "Крымская весна"

Пять лет спустя: о чем напомнил фестиваль "Крымская весна"

Пятилетие Крыма и Севастополя в составе России отметили масштабно — по всей стране прошел фестиваль "Крымская весна", посвященный возвращению полуострова. В этот раз все внимание было приковано к традициям и культуре региона — была возможность познакомиться с кухней Крыма, его историей, художниками и писателями. В Москве на 13 площадках прошли мастер-классы, встречи и выставки. Платон Беседин — о том, как вспоминали "Крымскую весну" и каким ему увиделся фестиваль. 

В Москве надо было определяться, куда идти перво-наперво — на фестивале "Крымская весна", похоже, удовлетворить можно было самые разные интересы.

История, литература, гастрономия, танцы, песни, джаз, творческие и ремесленные мастерские — выбирай. Собственно, таков и сам Крым: он сочетает в себе самые разные традиции и направления, одновременно являясь и точкой сборки, и истоком многого из того, за что мы любим русский народ и Россию.

Мой выбор был предопределен: я большую часть времени провел на литературно-поэтической площадке. Мы открывали ее вместе с писателем Сергеем Шаргуновым. И он справедливо напомнил о роли Севастополя и Крыма в российской истории. Я рассказал о славных литературных традициях полуострова — хорошо бы их продолжить. В частности, Севастополь, безусловно, нуждается сегодня в мощном, знаковом литературном фестивале — и в ближайшей перспективе это предложение необходимо реализовывать.

На литературной площадке выступили Захар Прилепин, Евгений Попов, Юрий Кара — неизменно с аншлагом. Вообще очень активная публика подобралась на фестивале "Крымская весна". Много вопросов, много интереса и что главное: люди не препарировали прошлое, а старались подступиться именно к пониманию будущего. И Севастополя, и Крыма, да и всей России. Отметить надо и то, что в зале собралось достаточно молодежи — зачастую именно от нее звучали наиболее глубокие вопросы.

Платон Беседин, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин1/3
Платон Беседин, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин2/3
Платон Беседин, Сергей Шаргунов, Захар Прилепин3/3

Рядом с литературной площадкой можно было лицезреть работы крымских художников: Ткаченко, Гриценко, Айвазовского. Хватало и любопытных книжных изданий. А для большего понимания известный искусствовед Любовь Агафонова прочитала отличную лекцию о русских художниках, создававших свои произведения в Крыму. Одновременно можно было посетить и уникальные киносеансы. Все это происходило в "Зарядье" — и в этом мне тоже видится особый знак: парк будущего, парк инноваций — таким в ближайшей перспективе должен стать и весь полуостров — благо, что с растительностью в Крыму, определенно, ярче и легче.

В парке можно было насладиться и пищей духовной, а перейдя через Красную площадь, попробовать пищу уже вполне реальную. На Манежной площади гуляли так, словно все вдруг разом вспомнили молодые годы. С одной стороны — пляски и песни, с другой — много вкусной крымской еды.

О ней, кстати, надо сказать отдельно. Наш человек, как известно, любит поесть. Да и не только наш. Гастрономический туризм набирает все большую популярность. Вот и у приехавшего на полуостров зачастую возникал насущный вопрос: что бы съесть такого интересного? Проблема в том, что крымские заведения предлагали довольно стандартный выбор блюд. А туристу всегда хочется чего-то местного, оригинального. Фестиваль "Крымская весна" предоставил своим гостям широчайший выбор именно крымских продуктов и блюд. Некоторые из них, как, например, шоколадный "крымский каштан", посетители могли приготовить вместе с мастерами и на улице Митинской, и на Ореховском бульваре.

Монументальным получился и заключительный концерт Koktebel Jazz Party. Вообще музыкальный фестиваль в Коктебеле — это давний и устоявшийся бренд, и за ближайшие пять лет — к десятилетию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией — на полуострове таких символов должно появиться как можно больше. Это те узловые точки, которые будут складываться в единую культурную карту. Те же, кто предпочитает не джаз, а классическую музыку, отправились на праздничный концерт Большого симфонического оркестра им. Чайковского.

Можно долго и красочно рассказывать — и справедливо — о том, чем удивляли и привечали гостей на "Крымской весне", но первостепенно все же другое. Не на всех площадках и мероприятиях фестиваля я лично побывал (впрочем, их столько заявили, что это в принципе было сделать невозможно), но увиденное произвело на меня хорошее впечатление. Это не "отчетное мероприятие", не имитация бурной деятельности — я увидел реально множество людей с живыми идеями и живым интересом.

Да, фестиваль "Крымская весна" — это своего рода отблеск великого события, произошедшего пять лет назад, но энергетика того подъема и всеобщей радости в нем, несомненно, присутствовала. Люди не только не утратили объединяющего начала, которое подарили стране Севастополь и Крым, но и по-своему развили. Теперь главное — раскрыть его по-новому, как и Крым с Севастополем в целом. Потому что сколько бы мы ни говорили красивых слов о полуострове, он по-прежнему остается достаточно таинственным, удивляющим местом. Тем приятнее будет открывать его в будущем.

И в этом контексте фестиваль "Крымская весна" предвосхитил решение задачи. Он не только изящно, масштабно и ярко напомнил о том, что было, но и проложил тропинки в то, что будет. Лично мне увиденное в приоткрытых столичных окнах с видом на Крым и Севастополь весьма понравилось.