С 30 декабря 2021 года в силу вступят поправки к закону о потребительском кредите. Это сильно усложнит для кредитных организаций возможность собирать средства за навязанные услуги, следует из ответа ЦБ на запрос Ассоциации российских банков (АРБ).
Недобросовестные участники рынка пытаются нажиться на скрытых опциях, требуя от желающих вернуть свои деньги клиентов фактических доказательств, что ненужной услугой они не пользовались. Нововведения в законе обяжут сами банки предоставлять документы, подтверждающие правоту той или иной стороны.
Период охлаждения, когда гражданин вправе пересмотреть условия, составит 14 дней. Его действие будет распространяться на юридическое сопровождение, консультации, телемедицину и так далее. Финорганизация должна вернуть всю сумму, уплаченную за навязанный сервис, за вычетом фактически понесенных расходов на оказание услуги на тот момент.
Вначале клиенту необходимо будет обратиться к кредитору, и если он не захочет возвращать средства, то требование нужно переадресовать банку. Для отказа есть несколько причин: человек пропустил срок подачи заявления, скрыл факт, что уже получил деньги, или просто их не вносил. Однако доказывать эти обстоятельства придется стороне, ответственной за предоставление услуг.
За первые девять месяцев текущего года было зафиксировано более 107 тысяч жалоб на различные кредитные организации, что на 28,2% ниже, чем в 2020 году. Около трети из них касались потребительского кредитования, в том числе на 2,5%, до 11,7% от общей доли, выросло число обращений по поводу навязывания различных опций.
Ранее Ruposters писал, что ЦБ повысит штрафы для банков за скрытые комиссии и услуги.