Инфодемия, которая произошла в период распространения COVID-19, показала необходимость ужесточения ответственности за публикацию заведомо недостоверной информации. В ряде стран распространяемые слухи, теории заговора создавали панику и представляли угрозу для пользователей. Мировой опыт показывает, что фейки способны приводить также к дестабилизации общества, подрывать доверие граждан к власти и становиться причиной массовых беспорядков.
Информация в современном мире распространяется вирусно - как заразная болезнь. Американский исследователь Дуглас Рашкофф даже посвятил этому явлению книгу под названием "Медиавирус". Инфодемией специалисты называют тот факт, что социальные сети и новые средства коммуникации совершили "перевод" вирусно-эпидемиологического глоссария на понятный обычным пользователям язык.
"У этой самой инфодемии есть своя "контагиозность" и своя смертность. Контагиозность обусловлена тем, что мы все чаще получаем информацию из социальных сетей – благодаря перепостам, что, в свою очередь, снижает наши желания и технические возможности проверки такой информации, но повышает доверие к ней, потому что это уже не новость от абстрактного источника (например, газеты), а новость, которой поделился с нами человек, которого мы чаще всего знаем лично. Та часть из нас, кто "переболеет" инфодемией, скорее всего, будет в состоянии как-то фильтровать информацию, не всем новостям будет доверять и т. д. Однако "смертность", т. е. "застревание" в мыслях и доверие этим бесконечным фейкам, теориям заговора и т. п., которые сегодня распространяются о коронавирусе, у этой инфодемии будет высокой, значительно выше, чем в случае с самим вирусом", - указал профессор Высшей школы экономики Илья Кирия.
31 марта Госдума приняла поправки в КоАП и УК РФ, устанавливающие наказание за распространение в интернете и СМИ фейковых новостях вокруг пандемии. Согласно нему, запрещено распространять информацию, которую признают недостоверной. 15 октября суд в Москве оштрафовал издательский дом "Момент истины" на 200 тысяч рублей за злоупотребление свободой массовой информации.
По требованию Генпрокуратуры был заблокирован материал журналистки "Радио Свобода"********** Татьяны Вольтской, содержащий недостоверную информацию о COVID-19, а само издание оштрафовано на 300 тысяч рублей. В суде представитель издания не смогла сказать, где и когда происходили описанные ею в статье случаи. Районный суд в Уфе назначил штраф в 60 тысяч рублей главному редактору интернет-издания за фейковую новость о COVID-19.
Государство определяет подобные фейки как угрожающую благополучию россиян искаженную или фальшивую информацию, которая выдается за достоверную и несет в себе определенные риски. Именно уязвимость мирового информационного поля к фейкам подтолкнуло страны к принятию мер по защите своих граждан и созданию для них безопасной онлайн среды.
"В начале пандемии многие люди читали недостоверную информацию в интернете и, конечно, по этому поводу очень переживали, не понимали, что нужно делать, боялись - за себя, за семью, за окружающих. В том числе скупали товары: гречку, макароны, лимоны и все остальное. Однако информация о недостатке продуктов оказывалось фейковой", - припомнил директор РОЦИТ Сергей Гребенников.
Однако российские власти быстро осознали происходящее и начали работу по информированию населения, заметил эксперт.
"Были созданы Telegram-каналы, различные чаты на тему коронавируса. Соответственно, на телевидении постоянно рассказывали о реальной ситуации в стране и мире. И, конечно, люди начали фильтровать информацию и доверять данным от государства. А все что шло в стороне - люди начали воспринимать с улыбкой и перестали этому верить. Это, мне кажется, очень крутой кейс, который мы увидели на примере того, как государство умеет сгруппироваться и показать отличную работу с информационными потоками", - указал Гребенников.
- * СМИ-иноагент
- ** внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
- *** Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность данной организации в России
- **** Минюст внес «Радио Свобода» (признано иностранным агентом) в перечень нежелательных в России организаций. Генпрокуратура приняла соответствующее решение 2 февраля.