Мнение

5 причин, по которым "Роскосмосу" стоит отказаться от полетов на "русскую" Венеру

5 причин, по которым "Роскосмосу" стоит отказаться от полетов на "русскую" Венеру

Дмитрий Рогозин объявил Венеру русской планетой и заявил о желании отправить туда национальную миссию. Ранее проект "Венера-Д" планировался на 2027-2029 гг. и был российско-американским. Но глава "Роскосмоса" настаивает на том, что Россия должна справиться сама, без посторонней помощи. Денег на проект, впрочем, пока никто не выделял. В совместной миссии затраты России оценивались в 17 млрд рублей, сколько потребуется для самостоятельной — неизвестно. Однако в космической сфере у России есть более насущные вопросы, утверждает Андрей Васильев. 

Умирающая МКС

Важнейший вопрос, который предстоит решить специалистам "Роскосмоса", помимо отправки миссии на "русскую планету" Венеру, — будущее МКС. Через несколько лет из проекта могут выйти американцы, и весь бюджет NASA (а МКС на 70% финансируется из США) будет перенаправлен на лунную миссию. Кто в этом случае будет финансировать огромный объект, непонятно. Да и американские астронавты, вероятно, поменяют орбиту Земли на уютный кампус рядом с кратером Ван де Грааф.

Лунный кратер Ван де Грааф

При этом запуск модуля "Наука", который представляет собой не просто еще один космический корабль, а целый сегмент Международной космической станции, растягивается на целый год. В оправдание можно сказать, что объект действительно сложный и в чем-то даже революционный для российской космической промышленности. Его не нужно обслуживать в открытом космосе, уровень безопасности "Науки" гораздо выше, чем у существующих зарубежных аналогов. Однако есть и проблемы. Оборудование несовместимо с другими приборами зарубежного производства, установленными на МКС, а приборы, необходимые для функционирования модуля, изготавливаются по сложной схеме, поэтому надежность системы в целом должна быть фантастической.

В противном случае есть риск, что все эксперименты, которые планируется проводить с помощью модуля, могут быть приостановлены. На проработку ситуации с МКС у "Роскосмоса" есть еще четыре года. В лучшем случае — пять лет. Что будет с МКС после середины 2020-х гг., не может сказать ни один специалист.

Венерианская программа

Историю с советскими автоматическими станциями, запускаемыми к Венере, нельзя назвать успешной. Из 11 космических запусков в начале и середине 60-х годов успехом не увенчался ни один. По сути, первые данные из атмосферы Венеры удалось получить лишь в 1967 году, когда в атмосферу Венеры начали попадать более современные исследовательские станции.

Особенностью советской венерианской программы были как научное, так и политическое обоснование. С научной стороны советские исследователи действительно стали первооткрывателями одной из самых непонятных и невозможных с точки зрения обитаемости планет. С политической стороны успех был очевидным: советская наука обошла на повороте американцев. Но справедливости ради стоит сказать, что все 60-е годы NASA и Америка в целом были заняты другой, куда более амбициозной задачей — отправкой человека на Луну. Чего в итоге и добились, слетав на поверхность единственного спутника Земли несколько раз.

Ни Советский Союз, ни тем более Россия на Луне не были. В этой связи планы реализовать проект "Венера-Д" самостоятельно, без помощи NASA, вызывают много вопросов. Например, непонятна научная ценность проекта, неясны методы и способы его реализации, непонятен бюджет программы и пока никак не объяснен выбор Венеры в качестве объекта для изучения.

Из доступной на текущий момент информации следует, что "Венера-Д" может лишь освежить некоторые данные относительно физики и химии далекой планеты. Но ни российские космонавты, ни другие в ближайшие 100 лет на Венеру не попадут. У России, получившей звание космической державы много лет назад, нет для этого ни технологий, ни ресурсов — сверхтяжелой ракеты и корабля, способного защитить космонавтов от космической радиации. Целесообразность повторных полетов автоматических станций на "русскую планету" под большим вопросом, поскольку никакой практической ценности для освоения других миров эти данные не несут.

До Венеры далеко, до Владивостока еще дальше

Больше, чем Венера, всех погруженных в тему российского космоса волнует комплекс "Морской старт", который в данный момент неподвижно стоит у стенки порта Славянка во Владивостоке. Но транспортировка "Морского старта", который ранее трудился на благо международного проекта, пожалуй, единственное достижение российской космонавтики на данный момент.

Проблема заключается в том, что в США (где и проводились пуски), использовались украинские ракеты "Зенит" — самые совершенные по соотношению стоимости и массы полезной нагрузки, выводимой на орбиту. Коммерческая окупаемость проекта была фантастической, поэтому очередь из заказчиков на "Морской старт" была еще длиннее, чем сейчас к Илону Маску.

Платформа "Морской старт"

После того, как комплекс сменил американский паспорт на российский, начались проблемы. Инфраструктура порта Славянка оказалась в удручающем состоянии, а с самого комплекса перед отправкой в Россию американские специалисты "с мясом" содрали уникальное оборудование, в том числе и украинское. С помощью этой электроники комплекс мог диагностировать себя самостоятельно, а для проведения пусков человек не требовался вообще — вся команда в момент пуска находилась на другом корабле (командном судне).

В данный момент "Морской старт" не готов к работе в интересах заказчиков. Ни военные, ни гражданские пуски с него проводиться не могут. Сейчас это просто два корабля, на которые привезли журналистов для демонстрации потенциала.

Восстановить "Морской старт" будет гораздо дороже, чем запустить аппараты с миссией "Венера-Д", однако на тему грядущей реанимации комплекса как-то непривычно мало заявлений.

Писатель, историк и популяризатор космонавтики Антон Первушин отмечает, что вложиться в "Морской старт" придется основательно.

Тут надо вспомнить, что "Морской старт" лишился ракеты "Зенит", потому что Россия ее больше не заказывает, и американской системы управления стартом, потому что компания-производитель изъяла все оборудование. Поэтому, чтобы он стал снова функциональным, нужно создать, испытать и запустить в эксплуатацию то и другое. "Зенит" сменит перспективная ракета "Союз-5".

Конечно, на все это потребуются время и деньги. Работы, по словам Первушина, займут минимум 3 года, а предстоящие затраты еще предстоит подсчитать. Но если регионом базирования "Морского старта" все-таки оставят Славянку и Владивосток, это резко повысит привлекательность региона.

Пять причин отказаться от Венеры

И тут нужно внезапно откатиться на год назад и вспомнить заявление замдиректора Института космических исследований РАН, член-корреспондента РАН Олега Кораблева. В мае 2019 года он сказал, что для реализации миссии "Венера-Д" только американская сторона должна была выделить $300 млн. С российской стороны на реализацию проекта, по его словам, потребуется 17 млрд рублей.

При этом научная ценность "Венеры-Д", если выбирать между отправкой автоматической станции и восстановлением "Морского старта", куда меньше. Почему стоит отказаться от полета на Венеру и вложить деньги в возрождение "Морского старта"? Причин несколько.

Главная — Илон Маск. Хитрый американец, создавший "дешевые" ракеты, практически полностью забрал у России внешний рынок пусковых услуг. Вложения в "Морской старт" позволят снизить цену на пусковые услуги в России и повысят привлекательность российских технологий.

Конкурировать на текущем этапе ни "Морской старт", ни российская космонавтика в целом с Илоном Маском не могут. Для того чтобы это окно возможностей появилось, нужно работать. Много и упорно, и отказаться от всех смежных проектов, перспективы которых туманны, а структура далека от понимания даже профильными специалистами.

Вторая причина — развитие Дальнего Востока, о котором много говорит Владимир Путин. Инвестиции в космос на ДВ потянут за собой развитие инфраструктуры, приход малого и среднего бизнеса. Да хотя бы продажа билетов на морской круиз к месту пуска ракеты — и то хорошо. Не говоря уже о смежных проектах.

Третья причина. С помощью "Морского старта" Россия сможет наконец-то отправиться на Луну. Ракеты "Союз-5" и "Союз-6" — это ключевые элементы проектируемой "Роскосмосом" лунной ракеты. Если их адаптируют под "Морской старт" и заставят летать, то покорение космоса не влетит государству в копеечку.

"Союз-5", испытание которой намечено на 2022 год. Изображение "Роскосмоса"

Четвертая причина — загрузка российских космических предприятий работой. Часть из них после сокращения заказов на двигатели, ракеты-носители, спутники и другие элементы космических систем если не находятся на грани разорения, то совершенно точно попали в непростую финансовую ситуацию.

И последняя причина. На все вопросы специалистов об окупаемости "Морского старта" можно ответить тремя словами. Китайцы уже сделали. Пусковая платформа в море уже принимает ракеты и активно способствует инвестициями в космическую программу Китая.

"Венера-Д" — хороший научный проект, призванный ответить на один из главных вопросов всего сущего: есть ли (пусть и примитивная) жизнь на других планетах и в сложных условиях. Но попытка узнать, если жизнь на "русской планете", стоит слишком дорого.

Сейчас у российской космонавтики есть гораздо более важные задачи. Если их решение отложить, то похоронная процессия российского космоса начнется уже через пару лет.