Российские нефтяные экспортёры нарастили поставки топлива в Индию в 11 раз, однако из-за торговли в нацвалютах компании столкнулись с невозможностью фактически реализовать средства за проданное сырьё. Так, по данным источников Reuters, в индийских банках "застряли" до $39 млрд – это неконвертируемые индийские рупии, которые поставщики получают вместо мировых резервных валют.
Как утверждает собеседник издания из банковской сферы, ещё прошлогодняя проблема в году текущем обретает колоссальные масштабы – "зависшая" на индийских счетах сумма составляет примерно 3,6 трлн рублей. Это годовой бюджет всей программы поддержки национальной экономики (3,5 трлн рублей), чуть менее трёх годовых бюджетов всей системы высшего образования (1,36 трлн рублей в год) и более 11 годовых бюджетов крупных регионов вроде Новосибирской или Нижегородской области (приблизительно по 300 млрд рублей).
К сожалению для Москвы, в данный момент использовать эти средства невозможно. Согласно местному законодательству, вывод рупий из Индии запрещён – Центробанк республики не разрешает оборот нацвалюты за пределами государства.
Накануне сообщалось, что Москва и Нью-Дели обсуждают возможную реализацию механизма расчётов за поставки энергоресурсов в рублях, поскольку торговый дисбаланс между РФ и Индией по-прежнему велик.
Средняя стоимость российской нефти для покупателей из Индии упала до минимальных значений с начала украинского конфликта, когда российские компании начали искать новые рынки для реализации топлива. В марте текущего года фирмы из России побили национальный рекорд по объему морского экспорта нефтепродуктов. Относительно аналогичного периода прошлого года фиксируется рост в 31,2%, достигнут показатель в 3,13 млн баррелей в сутки.
В конце прошлого года министр финансов Антон Силуанов допустил, что Россия ограничит объем добычи нефти, но продавать топливо по ценам, которые назначил Запад, принципиально не станет. Он напомнил слова президента Владимира Путина о том, что РФ не станет поставлять нефть по контрактам, где будут указываться ценовые ограничения, которые предлагают западные государства.