Эффектный запуск первого за много лет многоразового космического американского корабля сопровождался беспримерной информационной кампанией с обеих сторон: и сторонники, и противники Илона Маска устроили историческую битву в социальных сетях. Между тем противостояние SpaceX и "Роскосмоса" — мнимое. Михаил Мельников уверен, что космос — огромный рынок, которого хватит на всех игроков. Любое достижение одной из сторон — достижение всей индустрии. Как будет развиваться космический бизнес и как на нем заработать — в этом материале.
Честно купленный успех
Генеральный директор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин активно обсуждал достижение американцев в Twitter, а когда эмоции поутихли, написал на эту тему колонку. Рогозин в числе прочего напоминает, что "бюджетных денег Илону Маску выделено примерно в три раза больше суммы контракта Роскосмоса с корпорацией "Энергия" на разработку намного более сложного российского лунного корабля "Орел".
Кроме того, статья полезна анонсированием конкретных сроков запуска проектируемых российских кораблей: например, "в конце 2023 года "Ангара" уже взлетит с новой стартовой площадки космодрома Восточный". Это не может не радовать: многие боятся брать на себя ответственность, а просто пишут бесконечные стратегии, ни одна из которых пока не сбылась.
Что касается "Дракона", то тут Дмитрий Рогозин совершенно прав: успех был неизбежен, потому что его обеспечили деньги. США — явный лидер по государственным тратам на космические программы. 55-60% мировых расходов всей отрасли — это бюджет Соединенных Штатов. Россия здесь представлена довольно слабо: на 2019-21 годы мы выделили 515 млрд рублей, по курсу на момент объявления этой цифры — 2,8 млрд долларов в год. Это порядка 1% от общего объема отрасли: емкость космического рынка оценивается в 350 миллиардов долларов в год. И хотя бо́льшая часть этой суммы оплачивается из государственных бюджетов, для отрасли это особой роли не играет. Главное, что на услуги есть спрос. Правда, он довольно сильно меняется год от года: космические программы не пшеница, пуски всегда можно перенести. Пандемия коронавируса, вероятно, сдвинет сроки реализации ряда амбициозных программ.
Понятно, что с одним процентом ассигнований идти на первом месте нельзя. В 2016 году мы утратили мировое лидерство по количеству пусков, а потом отошли и на третье место после Китая и США. Год на год, конечно, не приходится, и в 2019 году мы обогнали американцев на один пуск. Но это успех с горьковатым привкусом: "Роскосмос" планировал в 2019 году запустить 32 ракеты, запустил, по разным оценкам, 22 или 25. Зато все старты были удачными.
Наши люди делают что могут, но Россия не может вернуть себе первенство в космосе чисто математически – пока мы не увеличим вложения хотя бы в 10 раз, мы обречены на увеличение отставания от США и Китая.
На чем зарабатывает космос
Сама по себе космическая деятельность сейчас — это, во-первых, гражданские и военные правительственные программы, во-вторых, производство и запуски коммерческих спутников. Суммарно выходит 130-150 миллиардов долларов в год. Это прямые доходы американской NASA, китайской CASC, "Роскосмоса" и так далее. Но эти спутники, в свою очередь, связаны с целыми земными отраслями. На первом месте тут "спутниковое цифровое и непосредственное ТВ, цифровое радио" — более 100 млрд долларов в год. Также востребованы GPS-приемники и встроенные системы, навигационные сервисы, причем в полном соответствии с духом времени сервисы дают уже практически в 2 раза больше денег, чем "железо" (примерно 55 и 30 млрд долларов). Также следует назвать все еще мало развитый спутниковый широкополосный доступ в интернет и небольшой, но устойчивый рынок спутниковых снимков, необходимых, например, метеослужбам.
Что дальше
Дальнейшее использование космоса будет идти по следующим направлениям:
Добыча полезных ископаемых. Очень перспективно промышленное освоение астероидов. Следует помнить, что практически все запасы платины, золота, кобальта, марганца, палладия, рения и ряда других элементов не самозародились на Земле, а появились во внешнем слое литосферы в результате ранних метеоритных бомбардировок. Обычный металлический астероид диаметром 1 км может содержать в себе ценных элементов на десятки триллионов долларов. Для сравнения, годовой ВВП России — полтора триллиона, то есть игра определенно стоит свеч.
Уже есть списки наиболее перспективных для разработки микропланет. В больших количествах на них находятся железо, никель и титан, есть, повторюсь, и куда более редкие металлы.
В поверхностном слое Луны весьма много изотопа гелия-3, практически не существующего на Земле (и стоящего поэтому порядка тысячи долларов за литр). Есть споры относительно его пользы для земной экономики, но, если удастся использовать этот элемент в топливе для термоядерных реакторов, все вопросы отпадут: кто получит гелий-3, тот избавится от нефтяной зависимости.
Вода. Тоже добыча, но заслуживающая отдельного разговора. Недостаток пресной воды испытывают более 2 миллиардов человек на Земле. А карликовая планета Церера, вращающаяся на орбите между Марсом и Юпитером, сравнимая по площади поверхности с Аргентиной, имеет гигантские запасы пресной воды — больше, чем все запасы на Земле. Уже существуют первые, пока еще схематичные планы использования этого ресурса на благо человечества. Есть астероиды, практически целиком состоящие из пресного льда.
Космический туризм. Одно из самых интересных уже сейчас направлений. В мире немало очень богатых людей, а у этих людей немало экзотических желаний. Все материальное они уже приобрели, теперь охотятся за впечатлениями. Поэтому создание сети условно комфортабельных космических станций-гостиниц всерьез рассматривается рядом государств и корпораций. В этих условиях 20 миллионов долларов за один полет далеко не предел. Правда, и стартовые вложения требуются колоссальные, иначе "Рэдиссоны" и "Хилтоны" давно бы уже светили нам с неба.
Энергетические проекты. Например, космическое зеркало, призванное сберечь электроэнергию. Солнце освещает лишь половину нашей планеты. Земля, к счастью, вращается, поэтому свет достается всем, но, как резонно заметил поэт Хаусман после яркого описания полудня, "мрак на другой стороне Земли миновал надир и сползает ввысь". На освещение в темное время тратятся огромные ресурсы, поэтому идея искусственной "луны" для подсветки ночной стороны Земли выглядит весьма притягательной. Доставить в космос множество зеркал и собрать из них одно исполинское — затея, технически осуществимая уже сейчас.
Луна — очень темный объект, ее отражающая способность (альбедо) крайне мала, и все равно свет нашего спутника вполне ярок. Зеркало может быть во много раз меньше, но благодаря блестящей поверхности давать очень яркое освещение. Хотя, конечно, далеко не все готовы отказаться от темных ночей.
Колонизация. Посмотрев цены на квартиры в Москве, вы легко убедитесь в том, что территория — одна из главных ценностей современного мира, и это ценность будет только расти с приростом населения. Да, сейчас на российской периферии жилье можно приобрести за бесценок, но эти времена кончаются.
Есть лишь два пути развития человечества: жесткий контроль рождаемости (с квотами для разных государств и социальных групп) или колонизация других планет. Луна, Венера, Марс, ряд малых планет могут стать новым домом для бывших землян при условии правильной подготовки — либо создания там надежных, защищенных от внешних угроз колоний, либо преображения этих небесных тел в подобия Земли. Наиболее подходящей кандидатурой выглядит Марс. Венера, к сожалению, полностью лишена воды в каком бы то ни было виде. Некоторые пути — например, организация десанта бактерий с целью формирования подходящей для человека атмосферы — требуют огромного количества времени, поэтому начинать надо уже сейчас. Кто успеет, тот обеспечит процветание своих потомков.
* * *
Финансировать космос невыгодно, потому что коррупция. Не финансировать невозможно, потому что смотреть на китайско-американскую Луну будет невыносимо. И пока мы мыслим в пределах этой задачи-двухходовки, наше отставание будет только нарастать. Да, сейчас трудно выделять средства, но надо хотя бы развить образование в этой сфере и сохранить кадровый потенциал — такие возможности у нас есть. А улучшив экономическую ситуацию, атаковать США и Китай по всем фронтам космической программы. Первый захваченный и перенесенный на орбиту Земли астероид должен быть российским.