Москва рассчитывает на возвращение в ПАСЕ и участие в июньской сессии и даже готова погасить долг перед организацией. Такое заявление сделал МИД РФ. Речь идет о сумме примерно в €60 млн — столько накопилось за два года с момента отказа России платить (ежегодный взнос РФ составляет около €33 млн). Но российское министерство выставило два условия: делегация должна быть полностью восстановлена в правах, а устав должен быть изменен так, чтобы не допускалась никакая дискриминация по политическим мотивам. Но даже при этих формулировках заявление дипломатов многим показалось странным. Еще совсем недавно речь шла о полном отказе от участия в ПАСЕ. Кирилл Бенедиктов — о том, зачем России опять посылать делегацию в Страсбург и почему МИД резко изменил тон.
С конца 1990-х годов Парламентская ассамблея Совета Европы с регулярностью швейцарских часов принимала резолюции, осуждавшие Россию за нарушения прав человека в связи с конфликтом в Чечне, за агрессию против Грузии, Молдавии, Украины, за преследование гомосексуалистов, за травлю Pussy Riot, да много еще за что. В 2014 г. российскую делегацию лишили права голоса "за аннексию Крыма" и исключили из всех руководящих органов ассамблеи.
Наиболее ярые противники Москвы предлагали вообще заморозить членство России в ПАСЕ (громче и визгливее всех на этом настаивали украинские парламентарии), но это предложение не прошло — ассамблея не хотела лишаться ежегодных взносов в размере €33 миллионов. Поэтому Россию решено было оставить членом ПАСЕ, но совершенно бесправным и играющим роль мальчика для битья. К тому же исправно оплачивающего свое унижение.
Важность участия России в ПАСЕ вообще не очевидна — да, это площадка для прямого диалога российских парламентариев с европейскими, но какой смысл участвовать в диалоге, если тебя все равно никто не слушает? Но с российской стороны много лет доносились примирительные голоса, повторяющие тезисы о необходимости строить "общеевропейский дом", не вступая в полемику. Вероятно, наши дипломаты надеялись, что буря, вызванная возвращением Крыма, скоро уляжется, как это было после Второй чеченской войны и войны 2008 г.
Точку в этом затянувшемся балагане поставил не МИД, а российский парламент — прямой партнер Ассамблеи. Летом 2017 г. спикер Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил, что Москва не станет перечислять в бюджет ПАСЕ очередной транш в размере €11 миллионов. Казалось, на этом политический БДСМ в ПАСЕ закончится.
В руководстве ассамблеи ощутимо напряглись. Дело в том, что годовой взнос России составлял несколько больше 7% от общего бюджета организации, в которую вообще-то входят 47 стран. Непропорционально большой взнос делал Россию ключевым спонсором. Лишиться такого источника доходов означало поставить под угрозу существование самой ассамблеи.
И руководство ПАСЕ начало вертеться как уж на сковородке, чтобы вернуть российские денежки, но при этом не обидеть дорогих европейскому сердцу украинских парламентариев. А это была нетривиальная задача, учитывая, что укроевропейские депутаты из кожи вон лезли, чтобы ущемить российскую делегацию.
С упорством, достойным лучших представителей семейства полорогих, делегации Украины и других "молодых демократий" Европы, прежде всего республик Прибалтики, блокировали все шаги, которые руководство ассамблеи пыталось предпринять для спасения организации от финансового краха. Ситуация забавная, учитывая, что вклад самой Украины в бюджет ПАСЕ составляет символические €400 тысяч, чего в лучшем случае хватает на оплату технических служб и туалетную бумагу.
Масла в огонь подлила и Турция, которой тоже надоело высокомерное отношение европейцев, поучающих ее жить — в том же 2017 г. она сократила свои взносы в ПАСЕ на €15 миллионов. В итоге за один только 2017 г. Совет Европы лишился трети своего бюджета.
В декабре 2018-го комитет по регламенту ПАСЕ выступил против лишения национальных делегаций возможности выбирать генсека Совета Европы и судей ЕСПЧ, "признав жалобы российских парламентариев на этот счет". Однако решение комитета без одобрения ассамблеи не стоит и клочка бумаги, на которой оно написано. Кроме того, главное требование российской делегации — внесение в регламент ПАСЕ поправки о запрете лишать права голоса национальные организации — так и не было выполнено.
Когда 9 января этого года в ГД РФ поступило письмо от генерального секретаря ПАСЕ Войцеха Савицкого с предложением направить делегацию РФ на зимнюю сессию ассамблеи в Страсбурге, российский парламент это предложение отверг, единогласно проголосовав за жесткую линию в отношении Совета Европы и его Парламентской ассамблеи.
Председатель ПАСЕ Лилиан Мори Паскье выразила сожаление, заявив, что, будучи членом Совета Европы, Россия "обязана участвовать" в работе его уставных органов. Однако сигнал в руководстве Ассамблеи был принят и расшифрован правильно.
В апреле лидер группы "Объединенные левые", голландский парламентарий Тини Кокс выступил перед Ассамблеей с докладом "Роль и миссия ПАСЕ: главные вызовы будущего". В нем предусматривалось создание альтернативного механизма введения санкций против стран, нарушающих принципы Совета Европы. Кокс предлагал лишить ПАСЕ права налагать санкции на национальные делегации. Уже на стадии подготовки его доклад вызвал нешуточное бурление украинской делегации, опасавшейся, что эти изменения вернут России право голоса в ПАСЕ и вынудят европейцев "простить" ей Крым.
В итоге доклад был существенно подредактирован — из него были изъяты пункты, лишавшие ПАСЕ права налагать санкции на национальные делегации. В этом виде за него проголосовало 105 делегатов (30 были против, 16 воздержались). ПАСЕ оставили право самостоятельно вводить санкции, хотя предполагается, что последнее слово при наказании страны, нарушающей принципы Совета Европы, может оставаться за комитетом министров этой организации (КМСЕ).
При этом в резолюции содержался призыв к России сформировать свою делегацию и выплатить взносы за два года. Иными словами, никаких гарантий того, что отношение к нашей стране в ПАСЕ изменится, парламентарии так и не дали. Но денег по-прежнему хотят.
Оценивая резолюцию ПАСЕ по докладу Кокса, глава комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий написал, что она "может стать позитивным шагом ассамблеи в сторону России, но ее принятие вовсе не означает, что мы завтра ворвемся обратно в ПАСЕ".
Он обратил внимание на то, что в докладе Кокса, несмотря на всю его выхолощенность стараниями неугомонных украинцев, есть пассаж о создании между ПАСЕ и Комитетом министров Совета Европы (КМСЕ) специальной конструкции. В случае тупиковых ситуаций и для стран, находящихся в сложном положении, предусматривается механизм, перемещающий окончательное решение в КМСЕ.
Возвращение России в ПАСЕ связывалось только с исключением по рекомендации КМСЕ из регламента ПАСЕ дискриминационной нормы о лишении полномочий или части полномочий национальных делегаций.
Если в рамках самой Парламентской ассамблеи проголосовать за отмену дискриминационной нормы, позволяющей вводить санкции против России (и других национальных делегаций), невозможно из-за противодействия Украины и прибалтийских республик, вопрос нужно передать на рассмотрение КМСЕ, на который у Киева влияния в разы меньше. Если же этого сделано не будет — что ж, проживете как-нибудь без нас.
Отличная позиция для переговоров. И тут вдруг как гром среди ясного неба МИД РФ устами директора департамента общеевропейского сотрудничества Андрея Келина заявляет:
Мы будем готовы погасить нашу задолженность перед Советом Европы за два предыдущих года и текущую задолженность при условии, если полностью будут восстановлены права наших парламентариев и они смогут вернуться и принять участие в ближайших сессиях Совета Европы, в первую очередь в июньской сессии, которая для нас очень важна, где будет проходить голосование за нового генерального секретаря.
Формально ничего нового представитель МИД не сказал. Но в дипломатии очень важны акценты. "Только в таком случае" — это язык ультиматума. Келин говорит: "Мы готовы заплатить, отдать все долги, ведь июньская сессия для нас очень важна". Это язык прошения.
К сожалению, подобный стиль вообще характерен для нашего МИД. До сих пор внешняя политика России несет на себе отметины и родимые пятна недоброй памяти козыревских времен, и изменить это не может даже жесткая, порой брутальная, риторика самого министра иностранных дел. Потому что министр один, а дипломатов, стремящихся всеми силами "сохранить диалог" и "вместе строить общеевропейский дом", — сотни.
Я не призываю к конфликтам ради конфликтов. Но там, где мы можем диктовать свои условия, мы должны их диктовать, а не прогибаться под "белых богов" из "цивилизованной Европы".
Неожиданный демарш МИД, пославшего в Страсбург ясный сигнал "Россия готова к компромиссу, только допустите нас до июньской сессии", заставил российских политиков высказаться по поводу возможного возвращения страны в ПАСЕ. Так, лидер ЛДПР Владимир Жириновский считает, что Россия не должна возвращаться в ПАСЕ ни на каких условиях, а выйти из организации, по его мнению, нужно уже этим летом.
Глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что возвращение российской делегации в Страсбург возможно, но для этого нужно выполнить целый ряд условий. В частности, Комитет министров Совета Европы и ПАСЕ должны совместно выработать рекомендации Постоянному комитету ассамблеи по внесению поправок в регламент об исключении санкционных статей, а Постком на заседании в Париже 24 мая может принять доклад и резолюцию об изменении регламента.
Но уверенности в том, что России необходимо вернуть себе место в ПАСЕ, по-прежнему нет. Эта организация практически ничего не решает и существует, главным образом, для удовлетворения амбиций парламентариев, специализирующихся на международной политике.
Но главный вопрос, как представляется, даже не в том, нужна ли России ПАСЕ, а в том, сможет ли Москва пройти до конца по пути "жесткой дипломатии", на которую она вступила, решив заморозить выплаты в бюджет ассамблеи. Или же капитулирует, имея на руках все козыри, как, к сожалению, не раз бывало в нашей новейшей истории. Очень хотелось бы, чтобы сторонники жесткой линии из Госдумы все-таки возобладали над ползучей "козыревщиной" из МИД.