18 марта пройдут выборы президента России. Политологи сейчас делятся прогнозами о явке и называют самые активные регионы. Так, по данным исследования Фонда развития гражданского общества, прийти на участки хотят около 64% избирателей. Платон Беседин обращается к остальным, объясняя, почему неправильно отказываться от своего права.
Последние недели я задаю людям (таксистам, продавщицам, студентам, знакомым и др.) один и тот же вопрос: "Пойдете ли вы на выборы 18 марта?" И многие отвечают: "А зачем?". Причины того, что 18 марта они окажутся вне избирательных участков, часто сугубо личные и довольно банальные. Например, хочу использовать свой выходной, выбраться за город. Или говорят: "И без меня выберут".
Уверенность россиян в том, что и без них все решат, не удивляет. Такое мнение во многом объясняется мессианским сознанием народа. И мессианство это особого рода: как писал Бердяев, русский человек уверен, что спасение для него придет из самой России. Но есть и другое объяснение – банальная лень (та, что по Чехову в сочетании с суровым климатом располагает к долгому лежанию на печи и небрежности в туалете).
Но ведь потом эти же люди подчас задают сакраментальный вопрос: "И почему мы не живем так, как в Америке?" На то есть причины, одна из них – отсутствие у нас гражданского общества, вытекающее в том числе и из отсутствия гражданской ответственности. Когда даже не пытаешься сделать так, чтобы за тебя не решали.
У Хантера Томпсона, американского писателя, в его колонке о выборах есть чудная фраза:
Политика – искусство контролировать твое окружение. Это одна из самых важных вещей, что я понял за эти годы, и это понимание далось мне нелегко. Тех, кто думает: "Неважно, кто сейчас президент", – никогда не призывали в армию и не отправляли сражаться и погибать в порочной, глупой войне. Его не избивала и не поливала слезоточивым газом полиция за "нарушение общественного порядка", его не преследовало, как хищник добычу, по политическим мотивам Налоговое управление. Его не бросали со сломанным носом, не дав сделать телефонный звонок, в тюрьму к 12 извращенцам. Вот в такие моменты становится важным, кто сейчас президент или губернатор. Вот тогда вы жалеете о том, что не голосовали.
Азы политики: подтасовать результаты выборов легче при низкой явке. И она же коренным образом влияет на результаты. И потом вы, оставшиеся дома, будете говорить: за нас все решили, наши голоса не важны – прекрасно. Но почему вы сами разрешили сделать это? А разрешили просто – своим молчанием, безволием, пассивностью. Когда жарите шашлыки вместо того, чтобы ставить галочку и бросать бюллетень в урну.
Абсентеизм – опасная штука. Она вызывает в обществе эрозию апатии. В определенный момент человек начинает думать, что он в принципе ничего не решает – не только на выборах, но и по жизни. Он отстраняется от происходящего – и в обществе пропадает то, что Гумилев называл пассионарностью, а именно она есть движущая сила истории. Модернизация страны, общества зависит в первую очередь не от политиков, а от пассионариев, именно они обеспечивают подъем.
И вопрос неявки на выборы – это в том числе вопрос пассионарной энергии, накопленной в обществе. Если ее нет, то любые надежды бессмысленны. Тогда за вас, действительно, решат не только на выборах, но и в каждом сегменте жизни. Но преодолеть угрозы истории, выбраться из ям и ловушек России помогали прежде всего пассионарии. Так было во время Смуты, Великой Отечественной войны, Крымской весны, так должно быть и сейчас. Русский человек (русский метакультурно), собственно, лишь тогда становится таковым, когда сгоняет с себя вялость и лень и оказывается способным на поступок.
Но путь к нему, как в той оскоминной присказке, начинается с первого шага, с маленьких шажков. "России нужен рывок". А вот кто направит его – решать вам. Но ключевое тут – решать. Иначе не стоит опять спрашивать "А почему так, а не иначе?" Потому что, оставшись дома, вы сами разрешили это сделать.
Те же, кто искренне полагает, что низкая явка засвидетельствует торжество несистемной оппозиции или даст основания Западу для очередного витка разговоров о плохой России, весьма забавны. Фокус в том, что у Запада, кто бы ни победил и сколько бы ни пришли, и так будут основания (иначе там не мыслят сегодня), а несистемной оппозиции удастся собрать еще меньше. Пассионариев для нее не найдется. Но они всегда могут сказать: мол, смотрите – мы призвали, и люди не пришли. Кто-то и правда считает, что дело в них, а не в отдыхе. Забавные. Но злые, потому что именно так они используют людей, превращая их в заложников манипуляции, в пассивных рабов.
Есть и еще один момент. На бесчисленных майданах – украинских, киргизских – я наблюдал разных людей, но, что характерно, многие из них не ходили на выборы. Они приходили на площади, чтобы сломать систему, но не хотели ставить галочку в избирательном бюллетене. Однако после битвы на площадях система восстанавливалась – и новую власть все равно приходилось определять на избирательных участках. Только уже не в спокойном русле, а находясь под воздействием эйфории. Логично, что потом майданные ходоки начинали старую песню: "Нас обманули". Но вы помогли обмануть себя сами.
Рабы остаются дома. Сознательные люди делают мир своим. И неважно, за кого вы собираетесь голосовать. Речь ведь не только о гражданской ответственности (намеренно не использую слово "долг") – речь о том, чтобы влиять на систему. Большая ошибка думать, будто своей неявкой вы ломаете систему. Смешные. Все с точностью да наоборот: только приходя на выборы и поступая так, как считаете нужным, вы идете против системы и создаете свою. Ту, что без пассивности и равнодушия, но с пассионарной энергией, которой нам сегодня очень не хватает. 18 марта важно сделать шаг и пополнить запасы. Не для них – для себя.