Статьи

Обязательная локализация софта: примет ли Apple правила игры или уйдет из России?

Обязательная локализация софта: примет ли Apple правила игры или уйдет из России?

Новые требования о предустановке отечественного программного обеспечения начнут действовать уже 1 апреля 2021 года. Производители смартфонов и другой электроники должны будут устанавливать на свои устройства несколько приложений из специального списка, определенного правительством РФ. Считается, что подобная мера поможет развитию отечественных разработчиков. Андрей Васильев о том, сможет ли корпорация Apple принять новые условия и не пострадают ли при этом простые пользователи.

Не только смартфоны

1 апреля 2021 года в силу вступит закон об обязательной предустановке ряда российских приложений на всю цифровую технику. Требования коснутся не только смартфонов под управлением двух самых популярных систем – Android и iOS, но и умных телевизоров с функцией Smart TV. Под обязательную установку, согласно требованиям законодательства попадают российские поисковики и платёжные системы. 

Это значит, что покупая смартфон или другое "устройство с экраном", российский потребитель даже при первом запуске сможет воспользоваться всем обширным инструментарием, предлагаемым российскими разработчиками. Причем, это будет возможно сделать даже на устройствах техногигантов Samsung, LG, Huawei и прочих.

2 декабря Роскомнадзор опубликовал реестр рекомендованных к предустановке аудиовизуальных сервисов с посещаемостью более 100 тыс. пользователей в сутки. Среди них – онлайн-платформы Ivi, Megogo, More.tv, Movix, Okko, Premier, SPB TV "Россия", Start, Wink, "Амедиатека". Кроме того, в реестр включены "Билайн ТВ", "Кино1ТВ", "Кинопоиск", "Матч ТВ", "Мегафон ТВ", "МТС ТВ", "НТВ Плюс", "Первый канал", "Смотрим", "Триколор кино" и "ТВ онлайн". 

Однако, какие приложения окажутся на устройствах после 1 апреля 2021 года, пока непонятно – производители сами выберут, что устанавливать. Новое требование будет актуально для всех устройств, произведённых после 1 января 2021 года, и может повлиять на продажи некоторых компаний в России. 

На данный момент в пресловутый (но не окончательный) перечень вошли 29 приложений в 12 категориях. В категории браузеров, навигационных, поисковых, а также облачных хранилищ лидируют приложения "Яндекса". В категориях "Электронная почта", "Новости" и "Соцсети" производителям предлагается устанавливать, в основном, приложения компании Mail.ru, включая мессенджер ICQ, клиенты соцсетей "Одноклассники", "Вконтакте" и даже голосовой помощник "Маруся".

"Закон против Apple"

Изначально инициативу о предустановке пользователи и эксперты восприняли с изрядной долей скептицизма. Поклонники американской корпорации заявляли с полной уверенностью, что этот закон направлен именно против Apple, поскольку корпорация всегда позиционировала себя как производитель максимально безопасных устройств без стороннего софта, который теоретически может нести какую-либо угрозу приватности пользователя. 

И если любой производитель электроники, включая самых крупных игроков на российском рынке – Huawei и Samsung, может легко адаптироваться и начать установку софта на заводах или с помощью территориальных дилеров, то американский техногигант этого сделать не мог, посколько этого не предусматривали его правила, ставшие едва ли не культовым образцом приватности в кругах фанатов.

Однако, несмотря на позицию корпорации, в ряде стран эти требования могут быть пересмотрены. Например, в Европе и США против калифорнийской компании ведутся антимонопольные разбирательства. Суть претензий смежна вопросам локализации предустановленных приложений и честной конкуренции. 

Уже в ноябре 2020 года исследователи экосистемы Apple обнаружили изменения в операционной системе, которые позволяют устанавливать сторонние приложения. 

В описании к бета-версии для iOS 14.3 сказано, что изменения могут быть связаны с изменением местного законодательства. Региональные пакеты с софтом актуальны как для стран ЕС, так и для других регионов, где Apple официально продаёт свою технику. Скорее всего, эти изменения можно будет применять и в России. 

Apple не сможет уйти

Российский рынок электроники и важен для Apple, и неважен одновременно. Но начать стоит не с России. Международные продажи Apple в 2020 году составили почти 60% от квартальной выручки. Но в Китае, на одном из самых важных для компании направлений, продажи iPhone рухнули почти на 30%, до рекордно низких $7,9 млрд. 

Компенсировать этот провал Apple может на других рынках в развивающихся странах, и, чтобы свести дебет с кредитом к концу финансового года, потребуется мобилизовать все ресурсы. 

Несмотря на то, что Россия с точки зрения прибыльности для Apple находится далеко не на первом месте, терять этот рынок корпорация вряд ли готова. Тем более что тренд на склонение производителей устанавливать локализованный софт прослеживается не только в России, но и в других странах. 

Аналитик маркетингового агентства MBS Карен Паноян отметил, что уходить в таких условиях из России Apple не станет. 

"Мне кажется маловероятным исход компании из РФ. Пандемия значительно изменила рынок, прибыльность снизилась. Поэтому в ряде регионов, где “яблочные” устройства продаются официально, Apple пойдёт на уступки. В целом исчезновения iPhone с российского рынка бояться не стоит – даже “серые” телефоны, ввозимые из США и других зарубежных стран, по-прежнему останутся и будут функционировать", – сказал эксперт. 

Скорее всего, Apple примет правила игры и начнет по-умолчанию ставить "Одноклассники", "Антивирус Касперского" и другие программы на новые устройства.

Светлая сторона вопроса

Вступление в силу требований закона об обязательной установке российского ПО на все смартфоны и электронику ждут с некоторым опасением и радостным волнением одновременно. Есть риск, что в России могут начаться перебои с поставками смартфонов ряда производителей. Их, как и значительное количество носимой электроники, по-прежнему везут из-за границы. Есть мнения, что реализация этой инициативы повысит стоимость устройств, потому что производители должны будут компенсировать затраты на установку приложений и вряд ли будут делать это за свой счет.

С умным ТВ и другой электроникой проблем быть не должно – производство бытовой техники под управлением ОС Android локализовано в РФ ещё лет 5–7 назад. 

И все же, основными выгодополучателями будут не пользователи, а именно российские разработчики софта, которые уже через три месяца получат гарантированный и гигантский рынок сбыта для своих решений. Это укрепит также позиции крупных российских IT-компаний и позволит повысить их привлекательность и прибыльность, что важно не только при сборе налогов, но и при изучении инвестиционных портфелей как отечественными, так и зарубежными венчурными фондами.

По итогам нововведений капитализация российских компаний (и крупных, и относительно молодых) может вырасти на 2–3 процента в первый год.