Общество

Дети в Рунете: что ищут в Сети и как родителям защитить их от возможных рисков?

Дети в Рунете: что ищут в Сети и как родителям защитить их от возможных рисков?

Современные дети все раньше начинают пользоваться соцсетями и поисковиками. Часто они разбираются в информационных технологиях даже лучше родителей, которым становится сложно контролировать поведение своих чад в Сети. Эксперты утверждают, что решить эту проблему можно только через повышение уровня цифровой грамотности.

Согласно данным отраслевого доклада "Детский Рунет 2019", количество пользователей сайтов с детским контентом за 2019 год увеличилось до 26 млн человек, а число потребителей соответствующего контента достигло 45 млн пользователей. Причем современные дети все раньше начинают пользоваться соцсетями - в 5-7 лет ребенок самостоятельно проводит 39% времени в Сети.

Аналитики отмечают, что наиболее популярными практиками у детей в интернете, по мнению родителей, являются онлайн-игры (59% детей), просмотр видео (53%) и потребление образовательного контента (42%). Согласно исследованиям "Касперского", самой популярной темой для поиска в интернете у детей всего мира является "Видео" - 17,25%. На втором месте (13,59%) оказалась особенно популярная в неанглоговорящих странах тема перевода текста. Ниже расположились "Компьютерные игры" и "Взрослый контент".



Эксперт по детской безопасности "Лаборатории Касперского" Андрей Сиденко обратил внимание родителей на то, что "бесконтрольное использование интернета связано с определенными рисками". В связи с этим он призвал родителей "быть в курсе того, с чем может столкнуться ребенок в интернете и научить его безопасно проводить время онлайн, а также соблюдать определенные правила поведения в сети".

По его мнению, родители неверно оценивают угрозы для детей в сети: они волнуются из-за проведенного с гаджетами времени, но почти не обращают внимание на то, что дети выкладывают о себе в соцсетях. Как показало исследование "Взрослые и дети в цифровом мире", почти половина опрошенных детей призналась, что скрывает от мамы и папы часть интернет-активностей. К тому же далеко не все родители применяют какие-либо средства и способы ограничения в Интернете.

Исследования подтверждают его оценку ситуации. Более 80% школьников 6-10 класса заявили, что родители разрешают им пользоваться интернетом, где бы они ни находились. Тем не менее, несмотря на безграничные возможности, чаще всего дети выходят в Сеть из дома.

Директор РОЦИТ Сергей Гребенников отмечает, что результаты исследования говорят о важности повышения цифровой грамотности как детей, так и их родителей: "Необходимо предоставлять населению доступ к надежным каналам и материалам для развития цифровых компетенций. Создавать и популяризировать качественный позитивный контент. Доступное и качественное обучение - залог безопасной и комфортной интернет-среды".

Эксперт также предложил создать в российских учебных заведениях системы уроков безопасного поведения в Интернете и напомнил, что ранее с такой инициативой выступал и столичный уполномоченный по правам ребенка.

"Однако мы понимаем, что уровень цифровой грамотности сегодня остается все еще не на достаточно высоком уровне, поэтому, на наш взгляд, важно уделять этому вопросу больше внимания, особенно в рамках образовательного процесса, в частности, на уроках информатики. Детям важно изучать, например, не только общие аспекты, связанные с вопросами безопасного использования интернета, но и узнавать больше о защите данных в цифровой среде, о том, как обеспечить приватность, а также о влиянии цифровых технологий на окружающую среду, методах социальной инженерии и многом другом", - уверен руководитель направления "Лаборатории Касперского" по детской безопасности в интернете Андрей Сиденко.

«Современные дети - активные пользователи интернета. По данным Google, 98% молодых россиян в возрасте от 13 до 24 лет пользуются интернетом каждый день. А согласно исследованию рынка Childwise, дети в возрасте от 5 до 16 лет проводят перед экраном в среднем шесть с половиной часов в день, по сравнению с примерно тремя часами, зафиксированными в 1995 году. При таком уровне технологической включенности просто необходима равноценная технологическая грамотность. Киберобразование необходимо для профилактики компьютерных преступлений, обзора разноплановых карьерных траекторий в ИТ и обучения детей "цифровой гигиене" - правилам поведения в цифровой среде. Ведь наиболее частым стереотипом является убеждение, что "обычный пользователь" не станет мишенью киберпреступников», - указала менеджер образовательных программ Group-IB Полина Фомина.

Эксперт по безопасности пользователей в AVG Джэс Даливал указал на необходимость обсуждать подходящее поведение в онлайне, пока родители не почувствуют достаточную зрелость ребенка, чтобы он мог самостоятельно принимать решения об онлайн-активности.

"Уроки цифровой грамотности нужны уже сегодня. Программа цифровой экономики уже продлена до 2030 года. Президент, премьер-министр делают серьезную ставку на развитие IT в нашей стране, и чтобы это было реализуемо, нам будет необходимо большое количество специалистов в этой области. А для того, чтобы привлечь выпускников школ к работе в IT-сфере, нужно им показать, из чего она состоит, как она работает, и прочее. Что касается знаний в области интернета - конечно, можно возложить обязательства на родителей, но ведь мы не обязываем их, например, обучать детей математике. Для этого есть профессиональные учреждения, такие как детские сады, школы и университеты, где детей и подростков учат определенным вещам. Точно также и здесь: это определенные знания, и не каждый родитель должен обладать знаниями в сфере IT, чтобы учить ребенка", - рассуждает директор РОЦИТ Сергей Гребенников.

Он также подчеркнул, что сегодняшний ребенок - это завтрашний взрослый, а когда у него родится ребенок, он уже тоже будет вооружен этими знаниями.