Главный редактор "Независимой газеты" Константин Ремчуков в эфире радиостанции "Эхо Москвы" поделился своим видением возможной встречи лидеров РФ и США и раскрыл предполагаемые темы их переговоров.
Журналист убежден, что Владимир Путин и Дональд Трамп затронут три главных внешнеполитических вопроса — Украину, Венесуэлу и Иран. Касательно украинской ситуации Ремчуков заметил, что в последнее время изменилась риторика западных политиков как в отношении официального Киева, так и в отношении России.
Меняется отношение к Украине как к главной занозе, которая мешает другим отношениям, не имея какой-то геополитической особой ценности или экономической ценности, а просто из принципа, что можно было по поводу Украины ссориться с Россией. Поэтому я думаю, что один из предметных, безусловно, разговоров будет по Украине. И санкции могут быть сняты, если будут исполнены Минские соглашения.
В Киеве перемену настроений чувствуют, уверен Ремчуков, о чем говорит недавнее заявление главы МИД Украины Павла Климкина. Он в ультимативной форме пригрозил европейским странам тем, что Киев откажется выполнять свои обязательства по Минским соглашениям, если будут восстановлены права российской делегации в Совете Европы. Французский МИД отреагировал на эти угрозы, призвав украинских коллег не связывать ситуацию в СЕ с "Минском". Кроме того, отменил свой визит в Киев юрист американского президента Рудольф Джулиани, якобы узнав о "ярых врагах Трампа" в окружении избранного президента Украины Владимира Зеленского. Напомнил Ремчуков и о заявлении еврокомиссара по вопросам расширения и политики добрососедства Йоханнеса Хана, который назвал главной задачей нового украинского лидера выплату огромного госдолга, превышающего 30% бюджета страны.
"На Украину, Зеленского начинается очень сильное давление", — полагает журналист.
В новом тоне начали говорить на Западе и о России, отмечает главред НГ. Экономический советник Трампа Ларри Кудлоу в эфире телеканала Fox News Sunday причислил РФ к западному миру, а некоторые аналитики акцентируют внимание на неэффективности антироссийских санкций и призывают прекратить "маргинализировать" Россию. Журналист уверен, что такой поворот связан с намерением Вашингтона остановить сближение Москвы и Пекина, которое началось после первых санкций 2014 года.
И если взять экономическую мощь Китая и военную мощь России ядерную, то получается, что Запад создает себе потенциально серьезного противника, который со всех сторон вооружен. Поэтому, мне кажется, американцы начинают задумываться о том, что не надо так сильно толкать Россию в объятия Китая.
По Венесуэле Путин и Трамп будут обсуждать скорее экономические вопросы: Ремчуков убежден, что российский лидер не настаивает на сохранении власти за Николасом Мадуро, но переживает за возможную утрату российских инвестиций в венесуэльскую экономику, размер которых оценивается в $17 млрд.
Еще один аспект — дружеские отношения России с Венесуэлой, Никарагуа и Кубой. По словам Ремчукова, американцы боятся размещения на территории этих стран российских ракет средней и малой дальности.
Третья общая сфера интересов РФ и США — Иран, ситуация вокруг которого продолжает обостряться. В частности, появилась информация о попытке подрыва 4-х танкеров в Абу-Даби, однако разливов нефти не было. Ремчуков полагает, что это могла быть провокация, с помощью которой Саудовская Аравия пытается подставить Тегеран.
И вот этот приход авианосцев и американских Вооруженных сил плюс заточенность Израиля на нанесения удара по Ирану. И саудовцы, которые решают свои суннитские задачи в арабском мире. Чтобы все это сплелось в один клубок, нужна позиция России. Понятно, что Россия — она это продемонстрировала в Сирии — не будет безмолвно на это все смотреть. Тем более там и Турция есть, у которой свой взгляд на то, что должно происходить в арабском мире. Поэтому есть предметы для переговоров.
Ремчуков отметил, что особенность российско-американских отношений заключается в том, что все обсуждаемые вопросы связаны с проблемами третьих стран — "нет общего поля экономических, культурных, гуманитарных интересов между Россией и США, нет огромного количества людей академической общественности, бизнеса, которые с двух сторон были бы лоббистами нормальных отношений". Поэтому они поддерживаются "только химией возможных хороших отношений между лидерами двух стран".
Встреча Владимира Путина и Дональда Трампа может состояться на саммите G-20 в японской Осаке, который должен пройти в конце июня.