Статьи

Власть меньшинств: как реагировать на требования обиженных извиняться

Власть меньшинств: как реагировать на требования обиженных извиняться

Союз армян России обиделся на журналиста Михаила Леонтьева за его "унизительные" высказывания об Армении и потребовал извинений. Недовольные позицией ведущего устроили даже пикет у редакции радиостанции КП, в эфире которой Леонтьев выразил свою позицию о событиях в Ереване. В итоге Леонтьеву пришлось попросить прощения за "непозволительный комментарий". Похожий скандал произошел в декабре с телеканалом ТНТ. Представители Ингушетии заставили руководство ТНТ извиниться за шутку в сценке Comedy Woman. Потом извинений от канала потребовали власти Калмыкии, нашедшие оскорбление народа в эпизоде одного из сериалов. Дмитрий Лекух - о том, почему обида стала приметой времени и как на это реагировать. 

Ситуация выглядела настолько беспредельно отвратительной, что об этом, безусловно, имеет смысл говорить. Речь не про неосторожные слова журналиста, за которые он тем более уже извинился. Ситуация выглядит дичайшей вот почему: в центре столицы великого государства группа людей, сама себя определяющая "по национальному признаку" (чтобы никто в "антиармянских настроениях" не обвинил), отстаивая интересы одной из политических сил другого государства, собирается, ничуть не скрываясь, с целью применения насилия к российскому журналисту. Им не нравится, что он говорит в эфире. И в итоге эта группа не пакуется после всего этого специально обученными людьми в специально приспособленные для этих целей машины, а уходит с чувством одержанной победы. Создавая тем самым весьма неприятный прецедент.

И у нас тут сразу возникает вопрос к власти. Не на "высшем уровне", а именно на уровне местного отделения полиции: полномочия по "решению таких вопросов" находятся именно там. И им должно быть совершенно все равно, кто именно там "несанкционированно собрался" и по отношению к кому собирается "применять насилие за оскорбления". 

Мы живем в многонациональной стране, и наша этническая принадлежность никак не соотносится с гражданским и уголовным правом. И не дай Бог никому это требование "равенства перед законом" по национальному признаку нарушать: печальный опыт Кондопоги и едва не взорвавшейся в свое время "Манежки" в нашей стране есть. Повторюсь, это не "армянский вопрос". И вообще не "кавказский".

Простейший пример. Я и многие мои коллеги-журналисты давно уже вызывают откровенную ненависть у части представителей "славянской" диаспоры и прописаны в замечательной украинской базе "Миротворец". И нам теперь выходить, оглядываясь по сторонам в собственном городе, пока местные полицейские будут с кем-то согласовывать "политически правильное решение"? А если это будет даже не национальная страта, а какие-нибудь представители ЛГБТ*? Или возмущенные банкиры? Уж этим-то достается от нашего брата-журналиста так, что ни одному армянину не снилось.

Собственно говоря, за каждой из этих "страт" есть "своя правда". И каждая из этих страт может чувствовать временами себя чем-то обиженной, в том числе и некорректностью журналистов. Это что, дает право кого-то в центре города собираться линчевать?!

Мы – огромная, многонациональная страна, с большим количеством самых разнообразных "национальных диаспор" и "социальных страт": от тех же ЛГБТ* до футбольных фанатов или, допустим, "ветеранов-десантников", которые по многим причинам друг друга активно "не любят". И нет более простого и верного варианта "раскачать" страну, чем обеспечить какое-то неравенство кого-либо перед законом по национальному, социальному, гендерному или какому-то иному признаку. Поэтому к таким событиям должна проявляться именно "нулевая толерантность", вне зависимости от того, чем они вызваны, какая из "правд" за ними стоит и какими бы важными ни были "политические причины", благодаря которым подобного рода события "спускаются на тормозах". Нет "политических причин" важнее, чем безопасность граждан нашей страны. Даже если кому-то не нравится то, что эти граждане пишут или говорят как журналисты. 

А теперь, пожалуй, самое главное. Этот "тренд" с "консолидацией меньшинств" будет в любом случае нарастать. По своей природе "меньшинства" куда более сплоченные и солидарные. И "их правда" звучит от этого гораздо громче, да и действия становятся куда более пассионарными. Достаточно вспомнить еще один "кавказский скандал" с ТНТ. И тут ситуация может получить развитие, к сожалению, только в двух направлениях. Либо по этой же модели начнется "консолидация большинства", а это весьма негативный и разрушительный сценарий. Либо гражданское общество и т.н. "лидеры общественного мнения" найдут в себе силы потребовать от "низовых" структур власти четкого и жесткого равенства всех перед законом. Именно – потребовать.

Тут, кстати, возникает очень много вопросов и к профессиональному журналистскому сообществу. После той истории, которую легко можно определить как "атаку на свободу слова", большинство либо промолчало, либо вообще позлорадствовало. Впрочем, часть злорадствующих еще не так давно откровенно приветствовало убийство коллег на Донбассе и не менее откровенно защищало их убийцу Надежду Савченко. И это в том числе говорит еще и о том, что у нас нет не только "цеховой солидарности", но и самого "профессионального журналистского цеха", к сожалению. А есть работники идеологического фронта, находящиеся по разные стороны баррикад. 

  • * экстремистская организация, запрещенная на территории России