Главной неоконченной стройкой страны остается стадион "Зенит-Арена" в Санкт-Петербурге, который возводят почти 10 лет. Стоимость объекта выросла с 6,7 до 43 млрд рублей, но стадион до сих пор не сдан вопреки неоднократным обещаниям. Сдача арены перенесена в очередной раз на конец декабря 2016 года. Илья Ремесло выяснил, кто виноват в задержке строительства и многократном удорожании объекта.
История долгостроя
С 2008 года строительство "Зенит-Арены" вела группа компаний "Трансстрой". Стоимость строительства постоянно увеличивалась: то в связи с внесением изменений в проект, то из-за требований ФИФА. Городские власти регулярно обещали закончить строительство объекта "в ближайшее время" – и все время не сдерживали своих обещаний.
В общей сложности за восемь лет строительства структуры "Трансстроя" получили из городского бюджета более 30 млрд рублей. Но стадион не достроили. Все договоры с генподрядчиком власти расторгли, после того как компания в июне 2016 года обвинила администрацию Петербурга в затягивании сроков и несвоевременной оплате.
В результате стоимость объекта была увеличена в очередной раз, и выросла с 6,7 миллиардов рублей до 43 миллиардов, став одним из самых дорогих спортивных сооружений мира.
Новый генподрядчик: щедрый контракт без конкурса и уголовные дела
Новой компанией, которой с подачи вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина поручили строительство стадиона, стало ОАО "Метрострой", получившее госзаказ на строительство стадиона в размере 7,8 миллиардов рублей. Учитывая, что на достройку стадиона оставалось 4 месяца, новый подрядчик должен был получать рекордную выручку – почти 2 миллиарда рублей ежемесячно, при готовности стадиона на 85%.
Простой арифметический подсчет показывает: если за оставшиеся недостроенные 15% стадиона были готовы платить 8 миллиардов, то общая стоимость должна была составлять 53,4 миллиарда рублей (а не реально существующие 40). Намеренное завышение сметы? Для сравнения: лишь один контракт по "Зенит-Арене" должен был составить одну треть от всей годовой выручки "Метростроя" в 2015 году.
После заключения контракта с "Метростроем" городское правительство и его пиарщики поспешили заявить, что наконец-то подряд отдали "государственной компании", которую получится контролировать.
Но это совсем не так: акционерами ОАО "Метрострой", оказались ГУП "Петербургский метрополитен" (25%) и КУГИ (21%).
Вадим Александров с сыном Николаем
Остальные доли находятся во владении гендиректора компании Вадима Александрова, его сына и заместителя Николая, а также председателя совета директоров Клименти Казаридзе. Все эти люди в сумме владеют более 40% акций компании. При этом, городские власти и акционеры находятся в состоянии корпоративного конфликта.
То есть государство не только не владеет компанией "Метрострой", но даже не имеет в ней контрольного пакета. Рассказы про "тщательный контроль" теряют смысл.
Что еще известно о "Метрострое"? Компания де-факто является монополистом в строительстве петербургского метрополитена и получает многомиллиардные заказы от города. Тем не менее, финансовые показатели далеки от идеальных. За 2015 г. выручка "Метростроя" составила 21,8 млрд руб., а чистая прибыль – всего лишь 407,5 млн руб. А за I квартал 2016 года выручка снизилась до 4 млрд руб., а прибыль упала почти в 3 раза до 70 млн руб.
Что из этих доходов получает государство как акционер – большая загадка. В 2013 году компания отказалась от выплаты дивидендов, из которых государство могло получить около 55 млн руб.
Каким же образом компания, имеющая совсем иную специализацию, смогла выиграть конкурс на постройку столь сложного объекта?
Разгадка заключается в том, что полноценного конкурса (аукциона) проведено не было. Была проведена процедура запроса предложений, в результате чего объявили "победителя". Никакого снижения стоимости строительства объекта, как это делается при аукционе, не произошло.
При этом претензии со старым генподрядчиком урегулированы не были. В итоге он подал иски о взыскании убытков c городских властей на сотни миллионов рублей.
Вскоре после того, как "Метрострой" был объявлен победителем, в его офисе начались обыски. У ФСБ возникли претензии по другим недостроенным компанией объектам метро. Другими словами, городские власти привели на стройку проблемного объекта компанию, которая и без того фигурирует в делах о финансовых злоупотреблениях.
Десантники и молебны: что поменялось с новыми подрядчиком
Для начала гендиректор "Метростроя" Вадим Александров позвал помочь достраивать стадион простых горожан, сославшись на позитивный советский опыт. Инициатива не нашла поддержки: народный артист Михаил Боярский заявил, что "надо пошерстить ворье, а не предлагать горожанам строить "Зенит-арену".
Затем место главного эксперта по теме прочно занял вице-губернатор Игорь Албин (в девичестве – Слюняев). Для начала он заявил, что десантники "могут достроить стадион за месяц".
Игорь Албин-Слюняев
Руководство ВДВ немедленно осадило чиновника, напомнив, что "войска предназначены для решения более сложных и ответственных задач" и у них "нет времени на строительство".
Что происходит на стройке, до сих пор остается тайной, покрытой мраком. На стадион не пускают журналистов, мотивируя это соображениями безопасности. Но эти же "соображения безопасности" позволяют вице-губернатору Албину устраивать на стадионе футбольные матчи с участием подрядчиков.
Эта гениальная стратегия Албина привела к тому, что СМИ были вынуждены добывать материал нетрадиционными методами, а каждая утечка информации со стадиона превращается в широко обсуждаемый скандал.
В СМИ регулярно появлялась информация о потопах на стадионе, сорванной крыше, гибели рабочих, несоответствии множества конструкций стадиона требованиям по качеству. "Лебединой песней" стали претензии ФИФА к выдвижному полю, которое признали непригодным для проведения матчей из-за превышения уровня вибраций.
Албин в ответ на претензии ФИФА назвал их "вкусовыми ощущениями". И в самом деле – что необычного в том, что стадион всего лишь не может эксплуатироваться по назначению, а вердикт об этом выносит главная футбольная организация в мире?
Отношение городских властей к скандальному долгострою лучше всего характеризует организованный ими "молебен об успешном окончании строительства", который был торжественно проведен 12 сентября.
Почему-то не помогло.
Главный по стадиону
Особый интерес представляет фигура главного куратора строительства стадиона – замгубернатора Албина.
Ранее этот эффективный управленец, нося фамилию Слюняев, занимал должность губернатора Костромской области, но после неудовлетворительных результатов деятельности (увеличение в разы долговой нагрузки региона) и самого низкого результата у "Единой России" на позапрошлых думских выборах (чуть более 30 %) покинул должность.
Вскоре Слюняев "всплыл" на должности министра регионального развития, где также запомнился с необычной стороны. Он стал первым министром, ухитрившимся за недолгое время выхватить сразу несколько выговоров от президента Путина.
В итоге Минрегионразвития было упразднено ввиду неэффективности и подозрений в коррупции. Слюняев затих на некоторое время, чтобы переименоваться в Албина и затем стать вице-губернатором Санкт-Петербурга.
На новом посту бенефис Албина состоялся в январе 2015 года, когда он предложил жителям города взять самим в руки лопаты и идти на улицы убирать снег. Предложение не оценили, равно как и последующие призывы поучаствовать в строительстве стадиона.
Интересно, как сейчас Албин защищается от претензий по поводу строительства стадиона, а также "ненанятые" им пиарщики.
Дошло до того, что Албин, забыв посмотреть в свою же декларацию, называет "клеветой" утверждения о том, что ему принадлежат тысячи метров недвижимости и предлагает отдать половину "тому, кто найдет, а вторую половину – Родине".
Естественно, такое вольное обращение с фактами не добавило популярности Албину ни среди журналистов, ни среди населения Петербурга.
Позиция города
Бывший генподрядчик "Зенит-Арены" упрекал Албина в срыве сроков строительства стадиона и невыплате 1 млрд руб. за выполненные работы. В свою очередь, Албин заявил, что генподрядчик не отработал ранее выплаченные деньги и срывает сроки ввода в эксплуатацию. Во всем этом предстоит разобраться судам.
Независимый ревизор – контрольно-счетная палата города по итогам проверки пришла к выводу, что городские власти плохо контролировали целевое использование бюджетных средств. В свою очередь, издание "Горзаказ" в своем расследовании по стадиону объявило, что "один из путей попадания на стройку – связи с вице-губернатором, курирующим в правительстве строительный блок".
Подобные "связи" довели до уголовного дела предшественника Албина: по данным СКР, бывший вице-губернатор Оганесян обеспечил незаконное привлечение акционерного общества "ТДМ" в качестве субподрядчика на строительство "Зенит-Арены". Впоследствии он мог организовать перечисление компании аванса в 50,5 млн рублей, которые были похищены через фирмы-однодневки.
Удивительно, но губернатор Полтавченко в конце 2012 года заявил, что ревизоры не нашли в постройке стадиона "Зенита" "ничего особо криминального". Словно "подтверждая" слова губернатора, Следственный комитет в феврале 2013 года завел очередное уголовное дело о хищениях на "Зенит-Арене" с ущербом более 500 миллионов рублей.
Кто виноват
Бессмысленно отрицать ошибки и задержки в строительстве, допущенные прежним генподрядчиком. Но по крайней мере, стадион был доведен им до 85% готовности. Наверное, со стороны городских властей было бы правильным добиться гарантий выполнения работ в срок, а уже потом спрашивать с подрядчика за невыполнение обещаний. Вместо этого заказчик внезапно расторгает контракт за 5 месяцев до срока окончания строительства.
Где были на протяжении почти 10 лет строительства городские власти? Почему никто не обращал внимание на удорожание строительства, ведь именно власти Санкт-Петербурга одобряли все новые завышенные сметы по стадиону? Почему ситуацию довели до такого состояния, когда на объекте все рушится, а счет идет на десятки миллиардов?
Закон высказывается на эту тему совершенно однозначно (статья 748 ГК РФ): именно заказчик (то есть городские власти) обязан контролировать ход строительства и график выполнения работ, равно как и их качество.
Не указали подрядчику на недостатки? Тогда это не его проблема, а ваша.
Что самое неприглядное в поведении городских властей, так это свистопляска с десантниками, молебнами и игрой в футбол на недостроенной арене. И постоянная ложь, сокрытие реальной картины от прессы и общества. Ведь все прекрасно понимают, что объект не будет готов на 100% в этом году. Постоянно выплывают все новые и новые недостатки, которые нужно устранять.
И снова ставится вопрос о выделении дополнительных гигантских сумм. Как заявил глава комитета по строительству Морозов, значительную сумму необходимо будет выделить на доработку спортивного объекта под требования УЕФА: "Речь идет о миллиардах рублей".
Чтобы наконец решить проблему стадиона, не нужно привлекать полк десантников или служить молебны. Для начала следует признать, что годами скрывались проблемы на объекте, петербуржцам и всем остальным гражданам врали о скором завершении строительства. Признать и принять очевидные кадровые решения.