Мнение

Папа предлагает сдаться: Ватикан призвал Европу всех принять и все отдать

Папа предлагает сдаться: Ватикан призвал Европу всех принять и все отдать

Последняя энциклика папы римского о братстве и социальной дружбе вызвала скандал в европейской прессе. Понтифик призвал европейские страны заботиться о мигрантах, способствовать их переселению и проводить политику толерантности. Помогать с работой, предоставлять равные возможности и достойное жилье, потому что "каждая страна принадлежит иностранцу, как и товары". Все могут пользоваться земными благами по праву рождения. В Европе, в которой недавно Макрон объявил о решимости бороться с исламским сепаратизмом и получил в ответ погромы, слова Папы восприняли с недоумением. Елена Кондратьева-Сальгеро — о том, зачем Ватикан предложил сдаться. 

Если к невзгодам и смутам серьезно пошатнувшейся цивилизации добавить внутрицерковный раздрай, то потерявшее последний "мозжечок" человечество не сможет и рук вверх поднять при сдаче в плен тотальному абсурду. 

Папа Франциск в самом начале своей интересной деятельности был с энтузиазмом встречен иезуитами, главным образом потому, что не торопился с публичными покаяниями за то, за се, вообще за все. Как до него, например, это делал знаменитый Иоанн Павел II, за 26 лет своего понтификата успевший попросить прощения за грехи христианской церкви в более чем 100 официальных документах. Эта весомая цифра была в свое время скрупулезно подсчитана дотошными журналистами и даже пропечатана в специальной книжице ("Когда папа просит прощения").

Если перечислять поштучно, запросы о прощении Иоанна-Павла звучат как тосты: за Крестовые походы, за инквизицию, за Лютера, за миссионеров, за работорговлю, за Варфоломеевскую ночь…

Папа Иоанн Павел II просил прощения у мусульман, у евреев, у православных и даже у aмериканских индейцев. А также у своего собственного убийцы, промахнувшегося всего на пару миллиметров.

Иоанн Павел II | Фото: Getty Images/Franco Origlia

Единственным человеком, сохранившим чувство юмора в те "покаянные" времена, оказался тогдашний православный патриарх Алексий II, слегка приостановивший папское рвение вопросом, каким образом глава Ватикана собирается все эти "прощения" конкретизировать...

Следующий папа Бенедикт XVI тактично и успешно обошел все опасные мели не на шуткy "закаявшегося" католицизма, никому не подставил ни щеку, ни затылок и вовремя ретировался с арены политических игрищ со спасительной формулировкой "по состоянию здоровья". Пришедший ему на смену сегодняшний папа Франциск сходу вызвал оживление и быстрое удовлетворение иезуитов, потому что ездил на трамвае и ни у кого прощения не просил.

А когда расслабились все самые недоверчивые, папа Франциск, внезапно сделав пируэт, сломя голову и тиару, грудью бросился в брешь нелегальной миграции, призвав Европу принять и обогреть всех желающих на своей территории. После чего, словно состязаясь с покойным Иоанном Павлом, папа Франциск начал накручивать запросы о прощениях, как обороты двигателя, заводимого ручным ключом.

Папа Франциск с Бенедиктом XVI, который отрекся от престола в 2013 году

Папа Франциск попросил прощения у цыган в Румынии и у мигрантов в Морокко. У ирландских жертв насилия священников. У всех темнокожих. У туринских валлийцев. Папа собственноручно помыл и облобызал ноги нелегальных мигрантов и призвал всех политиков не строить стены, чтобы помешать им пройти.

После недолгого ступора католики во всем мире вздохнули, решили и поверили, что таков папин хитрый план, чтобы волков сохранить и овец не застричь до лыса. Поверили и возрадовались, какой умный и чуткий папа на этот раз им достался, как мудрецы в одном тазу, пускаясь по морю в грозу.

А папа меж тем слетал в Абу-Даби 4 февраля 2019 г., где вместе с великим имамом Аль-Азхара Ахмедом Аль Тайебом подписал один очень любопытный документ, вызвавший сначала прострацию, а затем едкое возмущение самых внимательных наблюдателей.

Документ этот под лозунгом "За человеческое братство, всемирный мир и общее сосуществование" был расценен как прямая и безоговорочная "капитуляция христианства" перед прогрессирующим во всем мире исламизмом. В документе было особо оговорено, что:

- "вся агрессия в мире исходит от атеистов и агностиков";

- "лекарства Востока вылечат болезни Запада";

- в диалоге с мусульманскими оппонентами следует "избегать ненужных дискуссий" на тему исламистского терроризма — иными словами, не давить на мозоль и не разжигать недовольство.

Поднявшаяся почти сразу после подписания этого документа полемика была быстро приостановлена и успешно затушена другими подвернувшимися событиями. В наступление на климат пошла шведская троечница Грета Тунберг. Одновременно в нескольких направлениях забурлил Ближний Восток. Американский президент Трамп своими "жириновскими" высказываниями принял огонь на себя. Внимание широкой публики было легко и сурово сбито, как неопытный летчик в первом бою. Миграционные потоки продолжили наводнять Европу, покуда зрители, все как один, повернулись и смотрели на Грету, на смету, на бедную планету. А там как раз и грянул коронавирусный дивертисмент. После чего, понятное дело, никто уже не вспоминал о любопытном документе, подписанном папoй Франциском в Абу-Даби.

Папа римский Франциск и верховный имам мечети Аль-Азхар Ахмед Аль Тайеб на подписании исторической декларации | Фото: Russian Emirates

До недавнего времени заново поделенная по "масочному признаку" планета вообще забыла о существовании Ватикана. И вспомнила, только обнаружив в новостях новую папскую энциклику, размашисто озаглавленную "Fratelli Tutti" ("Все братья") и с разгону озадачившую всех, не поленившихся внимательно прочесть.

С текстом папского послания я рекомендую ознакомиться всем, кто желает лично удостовериться, что вызванная им реакция соответствует изложенным в нем принципам. Всего принципов на восемь глав, краткое содержание которых вполне обосновано и ожидаемо. Как и все мы, сирые и смертные, папа тоже зaметил основные недостатки и злоупотребления современной эпохи: деформация понятий, равнодушие к общему благу, безработица, расизм, нищета, торговля людьми и принуждение к абортам. Все эти глобальные проблемы, по мнению папы, требуют "глобальных действий". Как то (глава вторая "Чужой на дороге"): нам необходимо научиться "узнавать лик Христа в лице каждого отверженного". 

Если вы еще не схватили смысл, читайте третью главу "Мыслить и порождать в открытом мире", где как нельзя четко прописано следующее:

- каждая страна принадлежит не только жителям, но и любому иностранцу, так как в благах ее территории нельзя отказать нуждающимся, прибывающим из других стран;

- поэтому право на частную собственность не столь важно по сравнению с универсальным предназначением всех имеющихся на территории страны благ.

Иначе говоря, научись видеть лик Христа в каждом прибывающем и безропотно отдай ему, что попросит.

В четвертой главе под названием "Сердце, открытое миру" даются четкие указания к действиям: "упростить получение виз, открыть гуманитарные коридоры, обеспечить мигрирующих жильем, безопасными условиями жизни и основными услугами; предоставить возможность работать и получать образование; содействовать воссоединению семей, защищать малолетних, гарантировать религиозную свободу".

Если от сознания собственного прекраснодушия у вас не кружится голова, переходите к пятой главе — "Доброкачественная политика": искоренение бедности и защита прав человека в ООН. Затем к шестой — "Диалог и социальная дружба": здесь излагается принципиально новая "концепция жизни как искусства встречи со всеми без исключения".

Судно с мигрантами в Средиземном море

Глава седьмая "Маршруты новой встречи": мир — это прощение; любить нужно всех без исключения; не следует забывать ужасы Шоа и Хиросиму с Нагасаки, но нужно "помнить и все доброе" (что доброе — не уточняется). Здесь также особо подчеркивается недопустимость смертной казни. Что, сами понимаете, после Шоа, Хиросимы и Нагасаки звучит особенно оригинально.

В самой последней главе "Религии на служении братства во всем мире" папа снова утверждает, что вовсе не религия, а "неверная интерпретация" порождает терроризм, категорически избегая уточнения, интерпретация какой религии и какой терроризм порождает.

Hаконец, папа с радостью напоминает миру о существовании и действии того самого любопытного документа, подписанного им в Абу-Даби 4 февраля 2019 года и носящего название "Документ о человеческом братстве ради мира во всем мире и добрососедства".

В качестве комментария ко всему вышеизложенному мне хочется напомнить, что папская энциклика вышла в свет в тот самый момент, когда после обещания президента Макрона начать нешуточную борьбу с "исламистским сепаратизимом" во Франции горели комиссариаты полиции после уже отгоревших церквей. А хорошо вооруженные толпы людей "из неблагополучных кварталов" открыто нападали на пожарных, медиков скорой помощи, кидали коктейли с зажигательной смесью внутрь полицейских машин и осаждали полицейские участки.

Погромы во Франции

Папская энциклика вышла в момент, когда идущий в закрытом режиме судебный процесс над пособниками убийц журналистов "Шарли Эбдо" отметился очередным одиночным нападением с топором (не по Достоевскому!) на журналистов редакции "Première lignes". И когда более сотни французских СМИ совершенно разных направлений, включая непримиримых оппонентов, сделали общее заявление в защиту "главного достижения демократии" — права свободы слова, давно и прочно утратив смысл самого этого выражения.

Одним словом, папское послание увидело свет в не самый благоприятный для него момент и вместо зовущего к единому пролетарскому порыву заголовка Fratelli Tutti ("Все братья") вызвало эффект веселенького десерта "Tutti frutti", предложенного агонизирующему в предсмертных судорогах.

Лучшим изложением всех высказанных на это послание реакций можно засчитать краткий перевод французского журналиста: "варвары и фанатики — наши человеческие братья, дайте же им спокойно разрушить нашу цивилизацию, пока сам я упиваюсь сознанием собственного великодушия, наблюдая за вашими жертвами". Ну и самый точный вариант происходящего все тот же: "В белом плаще с кровавым подбоем…"

Достойных внимания публичных реакций официальных представителей европейского католичества пока не последовало. Судя по всему, все замерли и задумались в поисках наименее опасной трактовки. 

Если вам кажется, что связи между папским посланием и текущими, я бы сказала, бурлящими сегодня в Европе событиями в природе не существует, вспомните, что любой внутрицерковный раздрай, умело добавленный к невзгодам и смутам уже и без того серьезно пошатнувшейся цивилизации, может быстрее, чем вам кажется, лишить человечество последней надежды выстоять против тотального и бесконтрольного абсурда, предлагающего ему самоликвидироваться добровольно, когда закончатся щеки, которые пока только рекомендуется подставлять.