Общество

Вызов Google и Facebook: как в России собираются бороться с мировыми IT-монополиями?

Вызов Google и Facebook: как в России собираются бороться с мировыми IT-монополиями?

Пользователи iOS на днях начали жаловаться на сбои в приложениях, по большей части это касается работы программного обеспечения, интегрированного с Facebook SDK - средствами разработки, которые используются для авторизации пользователей, а также ведения таргетинга и аналитики. Эксперты уже называют этот инцидент показательным в части опасности монополизации рынка.

Российские пользователи из-за этой ситуации столкнулись с проблемами на многих отечественных сервисах, таких как "Авито", "Додо Пицца", "Кинопоиск" и "Авто.ру". Причем неполадки наблюдались и при использовании сервисов Яндекса - "Яндекс. Навигатор", "Яндекс. Музыка", "Яндекс. Карты" и "Яндекс. Лавка".

Казалось бы, как американская программа может влиять на работу российских сервисов? Эта ситуация показала - проблема монополизации IT-рынка глубже, чем смотрится на первый взгляд.

Сбой в работе Facebook непосредственным образом отразился на менее крупных игроках IT-сферы, поскольку цифровые гиганты монополизировали рынок, сделав работу других игроков невозможной без их участия. К примеру, Apple или Google угрожают лишать значительной доли дохода независимых разработчиков, которые зависят от их магазинов приложений.

"Проблема цифровой трансформации экономики стояла и раньше остро и привела нас к тому, что у нас появились новые монополии, которые работали по новым принципам и иначе увеличивали свою рыночную власть и иначе злоупотребляли ею, чем привычные нам монополии прошлого. Если индустриальные монополии находились в периметре достаточно жесткого антимонопольного регулирования, которое устанавливало определенные требования, то цифровые монополии из-под этого регулирования выскочили, потому что их бизнес-модели шли, что называется, ниже радаров антимонопольного контроля, который сложился в индустриальную эпоху", - отметил директор Института права и развития ВШЭ-Сколково и Антимонопольного центра БРИКС Алексей Иванов.

Он также подчеркнул, что монополии тормозят технологическое развитие и сдерживают социально полезные изменения, стараясь "законсервировать" рынок.

С подобным заявлением на днях выступил основатель мессенджера Telegram Павел Дуров: "Apple не дает своим пользователям выйти ни на шаг за рамки своей закрытой экосистемы, созданной для одной цели - сбора 30%, который в конечном итоге платят либо пользователи, либо разработчики".

"Боюсь, что те компании, которые когда-то продвигали новые и интересные решения, получив монопольную власть рыночную, они будут склонны к контролю, диктату, инерционной модели функционирования. Поэтому антимонопольное право должно активно и даже про-активно среагировать на эти вызовы. В этой связи я считаю крайне необходимым принятие и пятого антимонопольного пакета, и отказ от иммунитетов в отношении интеллектуальной собственности, потому что интеллектуальная собственность сегодня - это очень важный инструмент монополизации в современной экономике. Эти инициативы ФАС крайне важны", - добавил Иванов.

Вице-президент Telegram Илья Перекопский в ходе панельной дискуссии представителей IT-индустрии, недавно прошедшей в Казани, призвал Россию присоединиться к европейским странам в борьбе с 30-процентным налогом Apple и Google с покупок в мобильных приложениях.

"К сожалению, это сфера, где технологически сложно конкурировать. Мы в 2016 году запустили игровую платформу с каталогами в Telegram. Но Apple не позволил нам ее оставить, нам пришлось ее удалить под угрозой удаления Telegram из App Store. Получается аналогия: раньше была ставка Золотой орды, все привозили дань в Татарстан, а сейчас есть ставка в Сан-Франциско около Золотого моста, и все привозят дань туда", - подчеркнул Перекопский.

Как заметил Иванов, монополизация цифровых рынков делает очень уязвимыми и потребителей. "В частности, если основные цифровые сервисы будут реализованы в рамках больших экосистем, построенных вокруг цифровых платформ, потребитель не сможет точечно решать, какую информацию и кому раскрыть, так как будет действовать по правилам экосистемы монополиста. То есть потребитель станет очень уязвим, данные о нем слишком хорошо контролируемы, что приведет к контролю и потребительского поведения со стороны цифровых монополистов и как следствие они будут играть на этой уязвимости, продвигая свои товары и услуги", - заключил эксперт.