Мнение

Смерть подешевела: как жителям Европы облегчают переход в мир иной

Смерть подешевела: как жителям Европы облегчают переход в мир иной

Во Франции заговорили о возможности разрешить врачам-терапевтам облегчать страдания тяжело больных пациентов. Им хотят позволить выписывать сильнодействующие препараты, до сих пор разрешенные исключительно в больничных условиях под контролем. Пока речь о практики Швейцарии, в которой официально любой может прекратить свои страдания смертью, не идет, но дискуссия открыта. Елена Кондратьева-Сальгеро о том, как жителям Европы пытаются облегчить путь к смерти. 

Вся сила окон Овертона в том, что они похожи на логарифмическую линейку: старые поколения давно забыли, что с ней делать и зачем, а новые окончательно перешли на калькуляторы. Поэтому, когда визир (он же движок) начинает плавно смещаться по шкале с непонятными значками, выписанными очень мелким шрифтом, а одновременно с ним еще и двигается середина, весь процесс кажется устарелой тарабарщиной в сравнении с айфонами да айпадами, и никто не в состоянии верно просчитать результат.

Когда несколько лет назад плавными смещениями невидимого миру "движка" начали открываться первые окна Овертона в бездонную пропасть эвтаназии, все основные доводы разразившейся полемики проходили по шкале самого действенного и неотразимого из аргументов — сострадания. Безболезненный уход из жизни неизлечимо больных людей подавался и обосновывался прежде всего как паллиативный выход из нескончаемой трагедии тщетного страдания, которое заведомо бесполезно пытаться лечить.

А уже следующее смещение движка по шкале не очень понятных знаков расширило возможность применения "добровольного ухода" с тяжело больных на "тяжко страждущих". И в это с виду непримечательное окошко-овертошко, под все той же формулой благотворительности, беспрепятственно пролез бизнес.

Уже в 2017 году в одной из самых добропорядочных и практичных стран-пиoнеров-всем другим примеров, всегда умевшей одновременно хранить нейтралитет и делать деньги, деловито уживаясь с волками и овцами, — в маленькой живописной Швейцарии — было 5 ассоциаций помощи всем желающим добровольно закончить свое земное существование: "EXIT", "EXIT A.D.M.D.", "DIGNITAS ", "EX International" и "Lifecircle". Признаюсь, я постеснялась уточнить, сколько таких ассоциаций регистрируют на сегодняшний день.

Отметьте, предложение подобного "отступления" через черный ход (уже тогда, в 2017-м и ранее) касалось не только неизлечимых, мучающихся болями пациентов, но ВСЕХ без исключения желающих расстаться с жизнью — по любым, на их взгляд, веским причинам. Люди любого возраста и положения могли распорядиться собственной кончиной, когда им заблагорассудится. Как незамутненно пояснила прессе тогдашний депутат Анита Ферц, "каждый должен иметь свое право решать, жить ему или умирать". Само собой, при условии необходимой наличности...

За "незначительную" (по сравнению с проблемой) среднюю сумму в 8 500 евро (тариф на 2017 г.) любой желающий подвести итог своего земного пребывания и отправиться в мир иной без боли, страхов и упреков мог совершенно беспрепятственно это сделать, просто приехав в Швейцарию и подписав необходимые бумаги в частной клинике, где за выплаченную сумму ему предлагался обширный прейскурант для продолжения банкета. У ассоциации EXIT, например, имелось "Пособие по самоосвобождению для избранного жизненного конца".

Успех ассоциации можно было считать несомненным, учитывая ее сердобольные достижения: 257 самоубийств в 2010 г. и 722 в 2016-м… Европейскую прессу тогда несколько всколыхнуло и покоробило открытие швейцарских возможностей, но после недолгой, хоть и бурной полемики, наскоро перебитой другими важными проблемами, о подвигах швейцарских ассоциаций благополучно забыли.

С тех пор возмущение и протест на эту скользкую и очень неопрятную тему время от времени выражала только католическая церковь, и ту немедленно били по рукам обвинениями в мракобесии и шлепками громких процессов, в которых несчастные родители отстаивали право своих пожизненно парализованных детей на достойный уход. В этом самом плавном смещении визира сострадания и затерялась окончательно суть вопроса. Пока снова не обнаружилась буквально на днях, зияя уже практически настежь распахнутым окном Овертона.

Высший совет по вопросам здоровья во Франции одобрил практику применения сильных седативных (паллиативных) средств для тяжело больных пациентов, до полного успокоения боли, вплоть до возможной кончины страдающего, и дал разрешение применять подобную тактику всем лечащим врачам-терапевтам. Еще раз: врачам-терапевтам будет дозволено выписывать сильнодействующие препараты, до сих пор разрешенные исключительно в специальных больничных условиях под строжайшим контролем. Окончательное решение пока остается за министерством здравоохранения Франции, но можно не сомневаться, что предварительное одобрение Высшего совета обязательно будет принято в расчет.

Любой лечащий врач, на основании собственных ощущений или, например, убедительных просьб родных и близких (пуркуа бы да не па?..) сможет назначить больному дозу препарата, способную облегчить его страдания, пока смерть окончательно не разлучит его с ними. Равно как и со всеми остальными тоже.

И вот здесь, конечно, хотелось бы абсолютных гарантий и полной уверенности в том, что врач-терапевт никогда не ошибется в диагнозе, прежде чем впарит окончательную дозу страдающему. Как "впарил" в 2019 году один нормандский доктор сразу пятерым своим престарелым пациентам, будучи уверенным, что им лучше отправиться по ту сторону добра и зла и далее по маршруту прямо сейчас, не дожидаясь естественной кончины. Доктора с позором отстранили от обязанностей в ожидании процесса. A в его поддержку немедленно ринулся целый сонм медиков, требующих разрешить им то же самое, во имя равенства и братства.

"Такие препараты существуют ", — заявил прессе профессор Пьер-Луи Дрюэ (Pierre-Louis Druais). — Мы хотим, чтобы все пациенты могли ими воспользоваться, будь то в больнице или у себя дома". 

Здесь необходимо отметить, что настоящие дебаты проходят в весьма напряженной обстановке: уже несколько лет французские государственные больницы пытаются докричаться до правительства, призывая обратить внимание на вопиющий недостаток персонала. Регулярные забастовки и акции протеста работников скорой помощи и разных больничных отделений давно стали привычными для парижан, машинально считывающих лозунги, вывешенные на фасаде центрального госпиталя, и идущих дальше по своим делам, не особенно беспокоясь о последствиях. На аналогичные акции в провинции, где регулярно закрываются мелкие больницы и катастрофически не хватает медиков, большая пресса внимания почти не обращает, подавая соответствующие сообщения на заднем плане парой строк.

Об официальной тенденции упрощать процедуру признания медицинских дипломов и приглашать во французскую глубинку врачей из любых других зарубежных стран (членов и даже не членов Евросоюза) изредка рассказывают короткие телерепортажи. В таких условиях свежее заявление Высшего совета, одобрившего новую возможность "облегчения страданий" населения, приобретает несколько особый, хоть и ожидаемый окрас…

Смерть дешевеет день ото дня. И, надо полагать, совсем скоро для вашего личного круиза в мир иной вам вовсе не обязательно будет шиковать и тратиться на Швейцарию.