Не было в истории нашей страны более дружелюбного периода по отношению к США, чем конец 80-х. Перестройка и "новое мышление", казалось, навсегда похоронили Холодную войну, американцы из врагов превратились в благодетелей и мудрых советчиков, перед которыми были открыты настежь буквально все двери. Еще чуть-чуть - и человечество войдет в новую эпоху всеобщего мира и согласия, добра и процветания. Но при случае "другу Горбачеву" не забывали напоминать, кто хозяин мира, проверяя советского руководителя на прочность. 30 лет назад очередная провокация вынудила СССР дать мощный отпор - корабли ВМС США были вытеснены из советских территориальных вод Черного моря. Владимир Тихомиров напоминает о том, как проходила одна из самых ярких операций времен Холодной войны.
Все было обставлено самым благопристойным образом. Дело в том, что Международная конвенция по судоходству, подписанная СССР в 1982 году, оговаривала возможный мирный проход боевых кораблей с оружием на борту через "аппендиксы" территориальных вод прибрежных государств. Но только в исключительных случаях с целью сокращения пути. При этом надо было выполнить ряд требований. В частности, моряки обязались не выполнять разведывательных задач, не поднимать в воздух летательные аппараты, не проводить учения и не доставлять головную боль прибрежному государству. Правда, эту конвенцию Советский Союз так и не ратифицировал, более того, в принятом в том же 1982 году новом законе о государственной границе СССР были введены ограничения на свободный проход иностранных военных кораблей (ст. 17 - "В территориальных водах СССР, внутренних водах СССР решением советских компетентных органов могут устанавливаться районы, в которых запрещается плавание и пребывание советских и иностранных невоенных судов и военных кораблей). Черное море относилось к таким зонам.
Но американцам до законов СССР не было никакого дела – в конце концов, всем было понятно, что свободный проход американских военных кораблей через советские территориальные воды является ничем иным, как знаком превосходства.
Излюбленным же местом для такой демонстрации могущества и безнаказанности США стали прибрежные воды Крыма. Так, еще в марте 1986 года ракетный крейсер "Йорктаун" (USS CG 48 Yorktown) и эсминец "Кэрон" (USS DD-970 Caron) из 6-го флота США вошли в наши территориальные воды. При этом радары, включая средства радиотехнической разведки, работали на всю свою мощь - корабли находились в полной боеготовности.
После этого случая Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Владимир Чернавин и решил составить план активного противодействия подобным провокациям. Вскоре маршал Соколов сделал и специальный доклад ЦК КПСС, предложив "активно сковывать действия кораблей-нарушителей вплоть до навала бортом на них и вытеснения из территориальных вод страны". План одобрили.
Когда крейсер "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" в феврале 1988 года решили вновь прорваться к берегам Крыма, советские моряки уже знали, что делать.
Командующий Черноморским флотом адмирал Михаил Хронопуло принял американский поход как личный вызов и приказал пресечь провокацию самым решительным образом. На перехват кораблей 6-го флота США вышли два судна - небольшие по размерам сторожевые корабли "Беззаветный" и СКР-6, которыми командовали капитан 2 ранга Владимир Богдашин и капитан 3 ранга Анатолий Петров.
Американцы шли в полном радиомолчании, и вычислить, где они в этом большом потоке кораблей, который проходит Босфор, не получалось, на локаторе все суда выглядят одинаково, - вспоминал позже капитан Владимир Богдашин. - Плюс полный туман. Тогда я и связался с нашим паромом "Герои Шипки", который входил в Босфор. И попросил: при визуальном обнаружении наших гостей сообщить нам. Вскоре он их увидел и дал сигнал с координатами.
В этот момент американцы как раз прошли территориальные воды Болгарии, затем они свернули на восток и пошли прямым курсом на Севастополь.
Советские моряки передали американцам радиосообщение: "Ваш курс ведет в советские воды, что недопустимо. Имею приказ вытеснять вас, вплоть до навала и тарана".
Американцы просто ответили: "Мы ничего не нарушаем, следуем прежним курсом, скорость та же", - говорит Владимир Богдашин. - Мы шли с "Йорктауном" рядом, примерно в 10 метрах, у них на палубе было процентов 80 экипажа. Все фотографировали, показывали неприличные жесты. И, когда их корабли пересекли границу, поступил приказ навалиться.
Первым на сближение с "Кэроном" пошел СКР-6, который был по размерам раз в шесть меньше американского эсминца. "Беззаветный" же догнал "Йорктаун", и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную, словно присматриваясь и притираясь друг к другу.
Первый навал был легкий, вскользь, - говорит Богдашин. - Потерлись бортами, снесли ему трап, да и все.
После первого удара моряки получили команду отойти и, не вступая в контакт, перестроиться для второго навала. Но тут выяснилось, что повторное столкновение корабля может привести к непредсказуемым последствиям. По всем законам физики, когда оба корабля столкнулись носами, их немного развернуло – так, что корабли стукнулись кормами.
Это было очень опасно и для них, и для нас: на "Беззаветном" было два четырехтрубных торпедных аппарата с каждого борта, приготовленных к бою. Торпеды от удара могли воспламениться. У американца на корме - восемь ракетных установок "Гарпун". И если бы мы коснулись кормовыми частями, мои торпедные аппараты вошли бы под его ракетные трубы...
Но приказ есть приказ. И капитан Богдашин, матерясь так, что покраснели даже боцман и старпом, приказал приспустить якорь и вновь повел свой корабль на таран таким образом, чтобы не дать столкнуться кормовым частям. В итоге "Йорктаун" понес сокрушительные потери – "Беззаветный" своим якорем снес и часть вертолетной площадки, и часть палубы, и четыре установки ракет "Гарпун" - хорошо, что ни одна из них не сдетонировала.
Столкновение не прошло даром и для "Беззаветного" - лопнул корпус в носовой части, образовалась пробоина выше ватерлинии, порвали в клочья гидроакустический комплекс в носовой части.
Совсем иначе обстояли дела у пары СКР-6 и "Кэрона". Советский корабль лишь ткнулся носом в огромную тушу эсминца и, как мячик, отлетел в строну. После этого "Кэрон" дал максимальный ход и пошел на таран "Беззаветного", но капитан Богдашин вовремя увернулся и приказал демонстративно зарядить реактивные бомбометные установки РБУ-6000.
Американские корабли прекратили сближение, но на "Йорктауне" стали готовить к взлету палубные вертолеты. Тогда из Севастополя американцам была передана радиограмма от самого адмирала Михаила Хронопуло:
Вертолеты в случае их подъема в воздух будут сбиты как нарушившие воздушное пространство Советского Союза.
В подтверждение своих слов адмирал приказал направить в район инцидента два ударных вертолета Ми-24, которые американцы окрестили "Крокодилами".
Пролет "Крокодилов" над американскими вертолетами тут же произвел успокоительный эффект: вертолеты американцы закатили обратно в ангар, корабли изменили курс и ушли в нейтральные воды, где легли в дрейф.
Столько сварки на борту было! – вспоминал капитан Богдашин. - Им же нужно было снова через Босфор проходить и не хотелось, видимо, туркам показывать, что им крепко досталось. Поэтому срезали все видимые факты увечий корабля: ракетные установки, ограждения вертолетной площадки - и за борт все.
На следующий день капитанов Богдашина и Петрова вызвали в Москву. Причем, никто и не знал зачем именно – то ли хотели под трибунал отдать, то ли наградить. В Генштабе их тут же встретили как героев: "Ну спасибо, флот!"
Как позже выяснилось, моряков буквально спас председатель КГБ Виктор Чебриков, который убедил Горбачева в том, что флот все сделал правильно. В итоге оба капитана получили по ордену Красной Звезды, правда, с формулировкой "За освоение новой техники". Ну что ж, навал - это тоже новая техника морского боя.
А вот американского капитана "Йорктауна" уволили из флота – "За пассивные действия и предоставленную советскому кораблю инициативу, что нанесло моральный ущерб престижу американского флота", а американский Сенат на полгода заморозил финансирование всех разведывательных походов 6-го флота США в районах Средиземного и Черного морей. После этого натовские корабли к берегам Крыма старались уже не приближаться.