Журнал Time объявил Грету Тунберг человеком года-2019. 16-летняя школьница из Швеции стала самой известной в мире "климатической активисткой", борющейся за сохранение окружающей среды. Ее яростное выступление на саммите в ООН не обсудил только ленивый. Теперь за ней следуют толпы детей и подростков, выходящих на миллионные забастовки против выбросов углекислого газа в атмосферу. Но многих выбор Time удивил. Малек Дудаков — о том, какими критериями руководствовался журнал и как воспринимают его обложки.
Признание Тунберг органично укладывается в канву уходящего года, который на Западе действительно прошел в русле последовательного наступления идеологии энвайронментализма. Кто более достоин этой награды, чем маленькая девочка (больше по виду, чем по возрасту), заставившая весь мир — от президентов и генсека ООН до обычного школьника — обратить внимание на неотложность решения экологических проблем.
У Тунберг миллионы поклонников, но не меньше и недоброжелателей и оппонентов, которым не нравится, что образ ребенка превратился в мощный политический символ, знамя борьбы не только за чистую природу, но за следующую с этим рука об руку политическую программу с переустройством экономики, да и всего общества. С отказом от углеводородов, угля, авиасообщения, говядины (уж слишком много коровы вырабатывают углекислого газа), газового отопления в домах и многих других достижений человеческой цивилизации. Все ради спасения от глобального потепления, которое, по мнению ряда ученых, может и вовсе никак не отразиться на жизни планеты.
Девочка-активистка из Швеции наверняка пополнит длинный список других противоречивых фигур, в свое время получивших статус людей года по версии Time. Сама эта символическая награда, которая посвящает отдельный выпуск журнала своему герою, его истории и бэкграунду, вручается с 1927 года. Уже больше 90 лет редакция Time выбирает значимого персонажа, повлиявшего на происходившие за 12 месяцев события положительным или негативным образом.
Самым первым человеком года оказался американский летчик Чарльз Линдберг, совершивший беспересадочный трансатлантический перелет. В ретроспективе даже его фигура может показаться противоречивой: ведь он впоследствии не скрывал своего увлечения нацистскими идеями, был фанатом Адольфа Гитлера и даже пытался добиться заключения военного союза между США и Германией.
Конечно, любой выбор политических персонажей кто-то посчитает противоречивым. Например, очень многим не нравятся американские президенты, которые по традиции хотя бы один раз фигурируют в статусе человека года в Time. Некоторые из них, вроде Франклина Делано Рузвельта или Рональда Рейгана, оказывались на предновогодней обложке журнала даже по два или три раза. Правда, для читательской аудитории в США, на которую в общем-то редакция Time и работает, подобный выбор видится наименее спорным.
Но периодически журналисты издания идут на совсем неординарные шаги. Как, скажем, было с признанием Гитлера человеком года-1938, Иосифа Сталина в следующем, 1939-м и затем еще раз в 1942-м, аятоллы Хомейни в 1979-м. Никто из них не пользовался особой популярностью в США, хотя к Сталину в период Второй мировой войны и было довольно теплое отношение, особенно после победы под Сталинградом зимой 43-го года.
Хомейни оказался последним очевидно неполиткорректным выбором Time: тогда началась целая патриотическая кампания бойкота журнала, которая привела к сильному падению его продаж. И неудивительно, ведь мало кому из американцев хотелось даже признавать значимость его фигуры после национального унижения и длительной драмы с захватом их посольства в Тегеране.
С тех пор журналисты Time старалась действовать тоньше. Например, по схожей логике они могли бы сделать Усаму бин Ладена человеком года-2001. Все же мало кто мог сравниться с ним по значимости после вменяемого ему уничтожения башен-близнецов, полностью перевернувшего всю внешнюю политику США. Тем не менее редакция издания, опасаясь очередного взрыва патриотического гнева, поместила на свою обложку тогдашнего мэра Нью-Йорка Руди Джулиани, который как раз заведовал спасательными работами после теракта 9/11.
С 1998 года Time проводит онлайн-опрос "народный человек года". Но победитель почти никогда не попадает на обложку. Например, в 2019-м первое место в опросе с 13% занял Дональд Трамп. Однако вряд ли кто-то мог себе представить, что он во второй раз получит звание человека года в такой короткий срок (впервые Трампу отошла эта награда сразу после победы на президентских выборах).
Самая скандальная история с онлайн-опросом состоялась в 2006 году. Тогда первое место по голосованию занял Уго Чавес, а второе — Махмуд Ахмадинежад, лидеры двух враждебных Америке стран. Вместо них журналисты Time вручили награду широкой группе интернет-пользователей, получивших название "Ты". По мнению редакции, быстрый рост популярности блогосферы, "Википедии" и YouTube требует того, чтобы таким образом увековечить его в истории.
Вообще журналу не впервой вручать награды безымянной категории "значимых персонажей". Например, в 1956-м "людьми года" стали венгерские демонстранты, в 1969-м — "молчаливое большинство", приведшее Ричарда Никсона к победе на выборах, а в 2003-м — американский солдат, отправившийся воевать в Ирак.
В последние годы число таких неперсонифицированных наград только растет. Образ "протестующего", на Болотной площади в Москве и на площади Тахрир в Египте, стал человеком года-2011. Через три года эту награду уже получили доктора, противостоявшие вспышке эпидемии эболы. Еще через три — женщины, заговорившие о насилии и сексуальном харассменте (то самое движение MeToo). А в прошлом году звание людей года отошло журналистам-защитникам прав человека, вроде убитого в Турции Джамаля Хашакджи и других репортеров, как-либо пострадавших из-за своей работы.
Вероятно, редакции Time такой широкий подход к определению победителя видится наиболее сбалансированным и логичным. Действительно, ведь у отдельной фигуры политика всегда множество недоброжелателей, и его признание со стороны журнала наверняка оскорбит и обидит тех, кому он не нравится. Гораздо сложнее испытывать негативные чувства по отношению к какой-то массе безымянных персонажей.
Далеко не всем по душе Тунберг и ее скандальная активность по поводу проблем, не являющихся актуальными для сотен миллионов людей по всему миру. Но возьмите вместо нее "зеленое движение" в целом — и это уже станет более понятным людям, которые сталкиваются с бытовыми вопросами экологии каждый день.
В похожем ключе номинация Тунберг и подвергается критике: вместо нее многие хотели бы видеть персонами года, например, демонстрантов в Гонконге. Однако здесь в очередной раз сыграла свою роль субъективность американской политики, понимаемая редакцией Time: те демонстранты почти никак не повлияли на США, в то время как феномен Тунберг и ее движения стал для всего западного мира самым знаковым в 2019 году.