Мнение

Черная пятница для россиян: выиграют только те, кто объявит ей бойкот

Черная пятница для россиян: выиграют только те, кто объявит ей бойкот

Ноябрь — месяц скидок. Люди бросаются в магазины скупать все товары с цветными и перечеркнутыми ценниками, а обосновавшиеся в углах магазинов кредитные консультанты затягивают всех в свою паутину. Михаил Мельников объясняет, для кого последняя пятница ноября может стать по-настоящему черной. 

В Питере – тратить

Исследовательский холдинг "Ромир" сообщает, что повседневные расходы жителей России в октябре 2020 года оказались рекордными для этого месяца за 5 последних лет — и это, конечно, с очисткой цифр от инфляции. Также рекордным оказался перевес октября над сентябрем — 5,6%. Характерно, что предыдущий рекордный всплеск был тоже перед началом серьезных ограничений, в марте.

Из отдельных рекордсменов можно выделить Санкт-Петербург, жители которого потратили в этом октябре на 21,8% больше, чем в прошлом. Москвичи оказались более расчетливыми, лишь слегка превысив среднероссийские показатели.

1/2
2/2

Все эти данные основаны на исследовании потребительского спроса 40 тысяч человек, сканирующих QR-коды со своих чеков. Эту методологию можно критиковать, но она всяко надежнее, чем опросы 1600 человек от ВЦИОМ, на основе которых СМИ постоянно делают далеко идущие выводы. К примеру, согласно свежим данным, "70% россиян заявили, что настало время экономить", но судя по ажиотажу 11.11, слово разошлось с делом.

Причина такого роста трат — ожидание новых ограничений и снижение курса рубля, прекратившееся уже в начале ноября. Кто-то кутит, как в последний раз, кто-то тратит заначку, чтобы не сгорела от инфляции, кто-то запасается товарами первой необходимости, плюс у многих выросли расходы на лекарства.

Миллиарды в пылесос

В ноябре, по подсчетам того же "Ромира", наши расходы всегда оказываются еще больше, чем в октябре. Этому способствует так называемое снижение цен, "предновогодние скидки", "черные пятницы" и другие акции, причем на одну только рекламу этой щедрости тратятся огромные деньги. "Черных пятниц" у нас несколько в году, причем в разные дни недели. Вот только что, в среду, пережили 11.11, которое тоже упорно называли "пятницей". Новые скидки запланированы на настоящую пятницу, которая к тому же 13-е. Но самый главный день скидок — это первая пятница после американского Дня благодарения, 27 ноября.

Иностранные и отечественные интернет-магазины ждут ваших денег. 350 миллионов рублей в час оставляли наши соотечественники на Aliexpress 11 ноября, можно не сомневаться, что через две недели скорость будет как минимум в два раза выше.

На российских площадках траты еще больше. Так, в прошлом году только онлайн-продажи в наших интернет-магазинах составили 22,3 млрд рублей, а всплеск продаж офлайн толком и не подсчитан. Средний чек в 2019 году был несколько ниже, чем годом ранее, зато чеков этих стало намного больше. Чемпионами по объему продаж (в денежном выражении) внутри России стали стиральные машины, кофемашины, телевизоры, роботы-пылесосы и игровые ПК. Тогда еще многим казалось, что время игр никогда не пройдет.

"Более лучше"

Вопреки многочисленным утверждениям критиков, Россия до последних месяцев не беднела. Сейчас почти все наши базовые потребности удовлетворяются лучше, чем когда бы то ни было в истории страны. Имущественное расслоение растет сильнее, чем следовало бы, — это да, тут есть над чем поработать редакторам Налогового кодекса. Но, скажем, миф о дешевой советской пище перечеркивается простым сравнением цен и зарплат: относительно наших доходов еда сейчас дешевле, чем когда бы то ни было в Советском Союзе, а вот услуги, в первую очередь транспортные и ЖКХ, стали намного дороже. На 54 миллиона домохозяйств в России приходится 46 миллионов легковых автомобилей. На подавляющем большинстве кухонь есть какая-никакая техника. Смартфоны в городах практически у всех, компьютеры тоже. В сельских поселениях бензиновая и электрическая техника давно перестала быть экзотикой. Единственная большая и системная проблема — это тарифы естественных и противоестественных монополий. Возможно, смена руководства Федеральной антимонопольной службы как-то благотворно повлияет на эту ситуацию.

Да, мои аргументы могут напомнить вам знаменитое светоизивановское "Мы стали более лучше одеваться", но ведь действительно лучше, особенно если не спорить о вкусах. Вот только в угаре от этого "более лучше" мы стали принимать мнимые потребности за реальные. И рост своего благосостояния не можем по достоинству оценить, прочувствовать как раз из-за чрезмерного стремления к этому благосостоянию.

Типичные уловки "черных пятниц"

1. Ложное снижение цены — в принципе, жульничество, но административно покарать очень трудно: закон не мешает магазину на один день резко поднять цену, а потом делать скидки с этой цены. Если в интернете вы можете как-то сравнить цены с другими магазинами, в "физических" супермаркетах такой возможности почти нет. Вот несколько типичнейших случаев, их число можно легко увеличить в тысячи раз:

"Два чайника марки Tefal, которые еще неделю назад стоили 1 тыс. 899 рублей, 23 ноября подорожали до 2 тыс. 199 рублей. Зато рядом с товарами появилась табличка "Black Friday".

"Брал жене в "Связном" под Новый год телефон. Написано: акция, скидка сколько-то там процентов до 31 января — 39000, — пишет один из пользователей форума. - 1 января залез на сайт, точную модель глянуть. Цена: 37000, уже без скидок и акции".

Скидки на Wildberries как они есть. Цена на распродаже по акции "минус 25%" на креатин оказывается выше, чем цена товара месяц назад

2. Ложный дефицит товара. "Запасы ограничены", "Осталось четыре экземпляра", "Ввиду высокого спроса ограничиваем отпуск в одни руки".

3. Ограниченный срок распродаж. На самом деле, как правило, после "черной пятницы" цены в России не растут к прежним, перечеркнутым на ценниках показателям.

4. Сброс неликвидных товаров — единственное, где вы действительно можете получить хорошую скидку. То, что было закуплено дистрибьютором у производителя еще пару лет назад, действительно можно получить даже ниже закупочной цены, просто потому что оборот в данном случае важнее прибыли: неликвид занимает ценные складские и витринные места. Здесь рациональные покупатели и впрямь могут сэкономить.

5. Сбор личных данных. Скидки все чаще предоставляются лишь при "незначительном" условии заполнения анкеты, написания положительного отзыва в интернете, подписки на рассылку или канал продавца.

Обычная цена на тонометр и стоимость во время "распродажи"

Как дети малые

В результате "Черные пятницы" нас разоряют. У нас, русских, нет впитанной с детства культуры потребления. Наша литература, наша устная традиция, наша мифология совершенно не про это. Мы с легкостью, порой даже излишней, отличаем ложные духовные потребности от истинных, но совершенно не умеем делать того же в мире материальном.

Судорожное потребление из последних сил, в кредит, вопреки всему подстегивается двумя культурными кодами: одним древним и одним приобретенным. Древний — это стремление и крестьян, и дворян организовать быт "как у людей", "комильфо", "не хуже, чем у соседей". Такое маленькое, невинное, но подтачивающее "феодальное соревнование": кто закатит бал богаче, у кого наличники на окнах искуснее изукрашены.

Современный — это так называемые "понты", жестко осуждавшиеся и крестьянским миром, и советской идеологией. Стремление к показному потреблению пришло к нам даже не с Запада, а скорее с Юга — вместе с потоком мигрантов из Закавказья.

Сочетание этих двух факторов породило так удивляющую иностранцев широту новой русской души, назойливую демонстрацию достатка даже при отсутствии такового. Скромность перестала считаться достоинством и в бизнес-среде, и в частной жизни, а элементарный самоконтроль приравнивается к шейлоковской жадности.

Гонка без победителей

Вы уверены, что все эти игрушки вам действительно нужны? Инновационная духовка с подпрыгивающим и напевающим песенки грилем? Электрочайник в топ-комплектации с зимней резиной в подарок? Смартфон поновее, отнимающий у вас еще больше времени, чем привычный старый? Того самого времени, которое так прекрасно экономит робот-пылесос, оставивший вас даже без 15-минутной физической нагрузки?

Фото: РИА Новости

Если вы все-таки хотите что-то купить со скидками в конце ноября, обязательно запишите нынешнюю цену товара, дабы не оказаться в плену ложного дисконта. Анекдот "Снижаем цены – новогодние скидки закончились" — это суровая маркетинговая правда. Впрочем, начинать отслеживание лучше всего в октябре — с 11.11 до конца новогодних праздников цены в магазинах, особенно офлайновых, становятся манипулятивными, призванными сбить покупателя с толку. Нет более действенного маркетингового приема, чем перечеркивание прошлых цен.

Потребительскому ажиотажу придумали даже патриотическое обоснование. Специалисты убеждают нас покупать ради высокого блага страны. Дескать, если не будет потребления, не будет и производства, заводы встанут, перекупщики (пардон, дистрибьюторы) обанкротятся, везде наступят хаос и анархия. И вот это уже чисто западнический подход: идеология экономического роста, который стимулируется в первую очередь потреблением. Увы, эта идеология абсолютно порочна в своей основе, ибо предполагает крах системы при сколько-нибудь продолжительном спаде потребления. Отсюда — необходимость недолговечности товаров, одноразовые неремонтопригодные изделия, намеренное снижение ресурса товаров. Бесперспективность, гибельность этой инфляционной модели понемногу осознается в западном обществе, а мы, увы, еще сохраняем азарт неофитов.

Так три менталитета — русский, восточный и западный — сплетясь в неестественном экстазе, заставляют людей тратить последние деньги и влезать в долги ради покупки со скидкой, которой, может быть, даже и не существует.