Статьи

Информационный суверенитет: что мы узнали из Стратегии Путина об интернете

Информационный суверенитет: что мы узнали из Стратегии Путина об интернете

Владимир Путин подписал Стратегию развития информационного общества на ближайшие 13 лет. В прессе документ назвали указом против анонимности. Предполагают, что он изменит жизнь популярных Telegram-каналов, мессенджеров и новостных сайтов. Евгений Супер, который ознакомился с полным текстом указа, утверждает, что журналисты неверно его истолковали.

В документе много интересных положений. Но сначала - два слова о медийной реакции на него. Многие СМИ - видимо, из-за постпраздничного новостного дефицита - поспешили выдернуть из указа отдельные фрагменты и попытаться создать сенсацию на пустом месте. Так появились заголовки типа "Путин запретил анонимность в интернете" и "Путин подписал тоталитарный указ об интернете в России".

Дословно про анонимность в указе написано следующее:

д) создать новые механизмы партнерства, призванные с участием всех институтов общества выработать систему доверия в сети "Интернет", гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей, конфиденциальность их информации и исключающую анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети "Интернет".

То есть ни о каком немедленном запрете анонимности речи не идет. Речь идет о предложении выработать систему, которая защитит личные данные и другую информацию о пользователях, но при этом исключит возможность совершать преступления, скрываясь под вымышленными именами. Это поиск некоего компромисса между личной свободой и безопасностью, который только еще предстоит выработать. Кроме того, сам пункт находится в разделе "мероприятий международного уровня", то есть это призыв ко всему мировому сообществу, а не "запрет анонимности в России", как поспешили его окрестить наши СМИ. Да и как можно запретить анонимность в Сети, если по факту ее уже давно не существует? Не только спецслужбы, но и компании имеют доступ к данным пользователей, торговля которыми уже давно стала доходным и перспективным бизнесом. Этому, кстати, уделено большое внимание в тексте указа, в котором неоднократно говорится про "обеспечение законности и разумной достаточности при сборе, накоплении и распространении информации о гражданах и организациях".

Еще один пункт, который вызывал бурную реакцию, - "приоритет традиционных российских духовно-нравственных ценностей и соблюдение основанных на этих ценностях норм поведения при использовании информационных и коммуникационных технологий". Сам документ, понятное дело, комментаторы не читали, поэтому завели привычный стон про "скрепы и РПЦ", которая узурпировала власть и не дает возможность российским бородатым женщинам побеждать на "Евровидении".

На самом же деле в документе есть лишь одно указание на это:

- проводить мероприятия в области духовно-нравственного воспитания граждан.

Согласитесь, не тянет на сенсацию, тем более, что такие мероприятия проводятся давно на разных уровнях, а теперь лишь закрепляются в Стратегии.

А вот что комментаторы проигнорировали:

- реализовать просветительские проекты, направленные на обеспечение доступа к знаниям, достижениям современной науки и культуры;

- проводить мероприятия по сохранению культуры и общероссийской идентичности народов Российской Федерации;

- обеспечить формирование Национальной электронной библиотеки и иных государственных информационных систем, включающих в себя объекты исторического, научного и культурного наследия народов Российской Федерации, а также доступ к ним максимально широкого круга пользователей;

- обеспечить условия для научно-технического творчества, включая создание площадок для самореализации представителей образовательных и научных организаций;

- обеспечить совершенствование дополнительного образования для привлечения детей к занятиям научными изысканиями и творчеством, развития их способности решать нестандартные задачи;

- создать условия для популяризации русской культуры и науки за рубежом, в том числе для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов.

На мой взгляд, в указе есть куда более глобальные вещи. Если обобщить, то ответственным органам поручают обеспечить полный суверенитет России в информационном пространстве. Заменить импортное оборудование и программное обеспечение на отечественное, и не только на участках т.н. "критической инфраструктуры", но и на уровне малого и среднего бизнеса. Внедрить российские криптоалгоритмы и средства шифрования, тоже на всех уровнях. Создать "систему, обеспечивающую возможность устойчивого, безопасного и независимого функционирования российского сегмента сети "Интернет". Это касается как защиты данных российских пользователей, так и поддержки российских разработчиков и производителей IT-продукции.

К сожалению (об этом в указе не пишется, но читается между строк), в сфере информационных технологий говорить о национальном суверенитете пока не приходится. И если раньше объектом разрушительных хакерских атак во всем мире становились стратегические предприятия, например, атомные электростанции или объекты гидроэнергетики (благодаря неспособности некоторых стран обеспечить себя оборудованием и ПО собственного производства), то в будущем объектом нападения будут становиться привычные для всех нас вещи (уже сегодня объектами атаки могут стать, например, многие современные автомобили, перехватить управление которыми могут злоумышленники из любой точки мира). И если мы не сможем создать свою национальную информационную инфраструктуру, то уже в ближайшие годы скатимся до уровня стран, не имеющих права голоса на международной арене и полностью подчиненных воле технологически развитых держав.

Документ, символично подписанный 9 мая, открывает возможности для скорейшей национализации российского Интернета и информационной среды в целом. И это гораздо важнее, чем мнимая отмена "анонимности" или "духовные скрепы", к которым привязался ряд изданий.

В это же время следует исключить не только паникерские настроения, основанные на неверной интерпретации документа, но и излишнее шапкозакидательство. Скажем прямо, осуществить все намеченное будет весьма непросто. Особенно учитывая сжатые сроки. Хоть Стратегия и охватывает период 2017-2030 гг., основные ее положения нужно реализовать гораздо скорее. Хотя бы потому, что никто не может предсказать, как точно изменится информационная среда даже за ближайшие 8-10 лет. И у нас нет никакой форы от зарубежных конкурентов, которые вооружены куда большими ресурсами и не менее четко осознают важность победы в этой гонке технологий.

Если отвечать на вопрос, как документ изменит облик российских СМИ, то, полагаю, сам по себе он окажет лишь ограниченное влияние. Может быть, появятся новые медийные проекты, но в целом Стратегия не содержит никаких запретительных указаний. Это значит, что, к примеру, на российском ТВ едва ли перестанут драться, ругаться и растлевать, разве что все это уравновесится новыми более здоровыми информационными продуктами. Изменения в этой сфере, уважаемые читатели, целиком и полностью зависят от нас с вами. Чем скорее мы добровольно откажемся от употребления навязанной нам "чернушной" повестки, тем быстрее она исчезнет из медиасреды. И это, к слову сказать, тоже важная часть нашего с вами информационного суверенитета.