Индийская компания Gatik Ship Management, ставшая в 2023 году синонимом "серой" транспортировки российской нефти, практически прекратила свою публичную деятельность, пишет Telegram-канал "Нефтебаза". В апреле фирма имела в управлении 42 танкера, сейчас осталось только четыре. По сообщениям СМИ, в компании не отвечают на звонки, а электронные письма не доходят до адресатов.
"Нефтебаза" называет историю успеха Gatik Ship Management "выдающейся". Так, к маю 2023 года компания отгрузила в Индию около 83 млн баррелей нефти и нефтепродуктов, причем около половины всего экспорта пришлось на долю "Роснефти". В том же месяце Gatik начал продажу части своего флота. Официальная причина не называлась, но, предположительно, причиной стал страх перед санкциями после обнародованной в западных СМИ связи компании с российской нефтью. К лету с регистрации сняли уже большую часть флота и перевели его под флаги других компаний.
На фоне этого в Lloyd’s Register объявили, что корабли Gatik больше не будут страховаться, хотя к апрелю ни одно судно и так не имело международной страховки. Судя по тому, что отгрузки в Индию не прекращаются, все танкеры продолжают работать и без страховки.
"Сами корабли не испарились, а просто разошлись по офшорным юрисдикциям, чтобы найти их в следующий раз было еще сложнее", – предположили авторы публикации.
В мае Gatik Ship Management приняла решение перерегистрировать свои танкеры под флагами других стран после того, как Федерация Сент-Китс и Невис, находящаяся под контролем Великобритании, аннулировала регистрацию их судов. Согласно данным навигационного портала Vesselfinder, четыре танкера, принадлежащих Gatik Ship Management и используемых для перевозки нефтепродуктов, сменили флаг на монгольский – сама страна не имеет выхода к морю. Еще не менее двадцати танкеров перешли под флаг Габона.
Ранее сообщалось, что стоимость фрахта танкеров растет из-за ухода судов в тень. В общей сложности за прошлый год к неизвестным владельцам перешло больше 100 судов. Общий размер теневого флота может составлять больше 600 вымпелов, из них треть приходится на танкеры для перевозки сырой нефти. С "белого" рынка ушли танкеры на $2,2 млрд, и цены на перевозку пошли вверх. Пару месяцев назад средняя стоимость дневного фрахта для транспортировки дизельного топлива через Атлантику составляла $10 тыс., сейчас – не меньше $55 тыс.