Статьи

Как пилили в "Водоканале": водный картель на десятки миллиардов

Как пилили в "Водоканале": водный картель на десятки миллиардов

Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло провел большое расследование деятельности петербургского ГУП "Водоканал". В первой части он показал, что на предприятии систематически допускались злоупотребления на миллиарды рублей, из-за чего постоянно росли тарифы на воду для жителей города. В этой части расследования речь пойдет о "золотых" охранных собаках, миллионном страховании, схемах при госзакупках, а также о том, почему вице-губернатор Игорь Албин, курировавший "Водоканал", закрывал глаза на все нарушения.

После выхода первой части расследования о деятельности ГУП "Водоканал" в то время, когда его курировал вице-губернатор Санкт-Петербурга Игорь Албин, он лично прокомментировал публикацию на странице Ruposters в Facebook:

Однако желание г-на Албина "общаться напрямую в социальных сетях без цензуры" быстро пропало. Бывший вице-губернатор назвал статью заказной, не приведя этому никаких доказательств. По существу изложенных фактов Игорь Албин ответить не смог. А то, что он написал в свое оправдание, легко опровергается общеизвестными фактами:

Во-первых, Албин активно поддерживал назначение Целикова как вице-губернатор, курирующий "Водоканал". Это прекрасно знают в Смольном, это подтверждала и "Фонтанка". Зная о нарушениях на предприятии (не видеть их он не мог, имея полный доступ к информации), он не потребовал отстранить Целикова от должности. Потому что поддерживал его все время.

Во-вторых, попытка перевести ответственность за поднятие тарифов на главу комитета Коптина — плохой способ уйти от собственной ответственности как руководителя. Коптин был всего лишь главой комитета, а Албин был его руководителем, вице-губернатором, который и курировал тарифы. Так, именно рабочая группа под руководством Албина в декабре 2018 приняла решение по тарифам.

В-третьих, именно Албин в 2015 году заявил:

Мой план — повысить эффективность капитальных вложений "Водоканала", закупок и управления.

Но за результаты этого "плана" Албин отвечать не хочет, сваливая вину на подчиненных. По его словам, во всем виноваты Кармазинов и Целиков (руководители "Водоканала" - прим.), а Албин, стоящий над ними, якобы ни при чем.

В этой части расследования речь пойдет о том, на что именно он "закрывал глаза" и как связаны с ним некоторые удачливые партнеры "Водоканала". Напомню, что в августе 2018 года Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обнаружила нарушения в тратах предприятия на сотни миллионов рублей. 

Целиков (справа) и Албин (с микрофоном)

Основные претензии высказывались к заключению лизинга на услуги по подготовке финансовой отчетности, организации медицинских услуг, страхованию и питанию на сумму 525 млн с единственными поставщиками. По мнению аудиторов, предприятие оплатило эти заказы на максимально невыгодных условиях. 44 объекта недвижимости "Водоканал" предоставил сторонним организациям бесплатно. В основном речь идет о трех компаниях, которые в качестве подрядчиков оказывали услуги питания или охраны. Сумма недополученных доходов составила как минимум 33 млн рублей.

Однако все это выглядит "мелкими шалостями" по сравнению с госзакупками на миллиарды рублей, которые по странному совпадению доставались одним и тем же лицам, зачастую связанным с руководством "Водоканала".

Золотые овчарки

Надо признать: руководство "Водоканала" очень трепетно относилось к безопасности вверенных ему объектов. Помимо весьма дорогостоящей вневедомственной охраны, на которую были потрачены сотни миллионов рублей, предприятию потребовались в большом количестве специализированные служебные собаки — их очень любил Феликс Кармазинов, а сменивший его Целиков перенял эту любовь от шефа. 

Сколько стоили собаки предприятию? Вот госзакупка на оказание охранных услуг на сумму 222 миллиона рублей, которая досталась ООО "Охранное предприятие Руд-с". В 2016 году это же предприятие получило от "Водоканала" госконтракт на 397 миллионов рублей:

1/2
2/2

 "Удачливость" охранного предприятия была связана только с "Водоканалом", остальные госконтракты предприятия в совокупности не превышают нескольких миллионов рублей.

На вопросы, откуда брались эти огромные суммы на охрану и почему остальные организации не захотели поучаствовать в столь выгодном конкурсе, отвечает протокол закупки 2019 года, которая, кстати, была проведена незадолго до увольнения главы "Водоканала" Целикова:

По странному совпадению, все три заявки поступили в одно и то же время, оказались практически равны по сумме, при этом никто не предложил цену менее 222 миллионов рублей. В результате победителем конкурса оказался действующий партнер "Водоканала", а снижение цены от первоначальной составило всего 0,37%.

Пока руководство "Водоканала" было озабочено собаками, реальные проблемы безопасности не решались годами. О чем свидетельствуют результаты проверки МЧС на опасных производственных объектах "Водоканала" в 2016 году.

Выясняется, что в организации, эксплуатирующей объекты 1-го и 2-го класса опасности, вообще нет аварийно-спасательных формирований, не согласован их состав, не получена аттестация. Работники организации не обеспечены средствами индивидуальной защиты на случай химического/радиационного заражения. По идее, руководство "Водоканала" должно было срочно устранять недостатки.

Вот повторная проверка МЧС в апреле 2017 года для контроля выполнения предыдущего предписания. Не устранено практически ничего.

Первая и вторая проверки МЧС1/2
Первая и вторая проверки МЧС2/2

Убыточный миллиардный лизинг

По мнению Контрольно-счетной палаты, именно лизинг был главной причиной убытков компании:

Авансирование лизинговых компаний повлекло отвлечение денежных средств из хозяйственного оборота ГУП "Водоканал" и одновременно наделение коммерческих организаций значительными финансовыми ресурсами, которые в течение длительного времени находились в их распоряжении, в то время как могли быть направлены предприятием на финансирование деятельности, на депозитные счета в банки, на погашение кредиторской задолженности. 

Потери "Водоканала" лишь за 2016 год КСП оценила на сумму не менее чем в 100 млн рублей.

В период, который анализировали аудиторы, "Водоканал" работал с компанией "Север/Запад", позднее она была преобразована в ООО "Северо-Западная Лизинговая Компания". Это юрлицо через цепочку владельцев контролировалось ныне умершим Владимиром Агияном, владельцем "Водоканалстроя", который получил контракты от "Водоканала" на общую сумму до 10 миллиардов рублей. Владимир Агиян считался близким другом руководителя "Водоканала" Феликса Кармазинова.

В настоящее время в Арбитражном суде Санкт-Петербурга находится несколько дел по иску лизинговой компании к "Водоканалу" о взыскании задолженности на сумму, превышающую 1,3 млрд рублей. В настоящее время производство по делу приостановлено, так как параллельно лизинговая компания участвует в корпоративном конфликте, оспаривая сделки и права на компанию. Позднее "Водоканал" начал заключать договоры с ООО "Авс Лизинг" на общую сумму порядка 1,5 млрд рублей.

Ранее эта компания называлась "БСПБ Лизинг", а ее телефоны совпадали с телефонами "Банка Санкт-Петербург". Любопытно, что акциями банка владел бывший директор "Водоканала" Феликс Кармазинов.

Феликс Кармазинов

Процедура, по которой "Авс Лизинг" выигрывал конкурс, незамысловата: например, в вышеуказанной закупке на 890 миллионов рублей была подана всего одна заявка на участие в конкурсе, закупка была признана несостоявшейся, и договор заключили с единственным претендентом. На сговор "Авс Лизинга" и "Водоканала" при осуществлении закупки на полмиллиарда рублей подавались жалобы в УФАС, однако исход дела остался неизвестен.

Вызывает много вопросов экономический смысл лизинга, как и процедура в виде госзакупок с одним участником. В результате — миллиардные иски в судах. Предприятие, и без того обремененное долговой нагрузкой, изымало все новые средства из оборота, вместо того чтобы рассчитаться со старыми долгами.

"Проектное агентство" и Албин

Еще двумя любопытными подрядчиками, связанными с "Водоканалом", являются ООО "Проектное агентство" и ЗАО "Проектное агентство". У юрлиц формально разные владельцы, но их многое объединяет. 

Обе компании связывают с вице-губернатором Албиным — якобы по его инициативе на их счета поступили денежные средства в размере более 2 миллиардов рублей от крупных петербургских компаний. Как сообщалось, деньги предназначались для достройки стадиона в Санкт-Петербурге, а вот дальнейшая их судьба вызывает вопросы.

Как сообщают наши источники, при завершении строительства и вводе в эксплуатацию стадиона вместо прямых договоров с "Водоканалом" договоры на техническое присоединение заключались с "Проектным агентством".

ЗАО "Проектное агентство" известно тем, что в 2014 году его бывший генеральный директор Андрей Поздеев перешел в ГУП "Водоканал" на должность директора по инвестициям и капитальному строительству. По странному совпадению после перехода менеджера на новое место в 2016 году ЗАО "Проектное агентство" получает два очень выгодных контракта на общую сумму почти миллиард рублей.

В 2017 году ЗАО "Проектное агентство" получает у "Водоканала" еще один выгодный госконтракт на 629 миллионов рублей, теперь уже без конкурентов, по процедуре закупки у единственного поставщика, на достройку того самого стадиона в Санкт-Петербурге.

Параллельно двойник ЗАО "Проектное агентство", ООО "Проектное агентство", также участвовало в конкурсах "Водоканала", однако иногда проигрывало их — как в этом случае, когда более удачливым оказалось некое ООО "Нтвико". А кто же является владельцем ООО "Нтвико"? Правильно, все то же ЗАО "Проектное агентство".

Контракты и связи ЗАО "Проектное агентство"1/3
Контракты и связи ЗАО "Проектное агентство"2/3
Контракты и связи ЗАО "Проектное агентство"3/3

Таким образом, в конкурсе участвовали связанные между собой компании, являющиеся удачливыми партнерами "Водоканала". Кроме того, в карточке ООО "Проектное агентство" почему-то имеется информация от ФНС о том, что генеральный директор компании Моисеев В.В. таковым вовсе не является:

Интерес представляют и факты, касающиеся щедрых расчетов структур "Водоканала" с ООО "Проектное агентство".

Так, ЗАО "Аварийно-спасательный центр Водоканала" заключило с ООО "Проектное агентство" договор поставки гидроизоляционной смеси на 52 миллиона рублей. Вместо денег за поставленный товар передают ничем не обеспеченный вексель, который оплачен не был, — обычно такая схема возникает в результате сговора с целью хищения товара, когда его поставляют без намерения получить оплату.

Теперь получить что-либо с ООО "Проектное агентство" будет и правда крайне затруднительно. В базе данных содержится много иных госзакупок, которые неопровержимо доказывают наличие связи между этими двумя компаниями и "Водоканалом", а также связи между остальными крупными подрядчиками предприятия.

Финал продуктивного сотрудничества ЗАО "Проектное агентство" и "Водоканала" таков: предприятие уже признано банкротом, при этом долг перед "Водоканалом" вследствие неисполнения обязательств составил 358 миллионов рублей.

Страхование: более миллиарда рублей в песок

Деньги "Водоканала" осваивались совсем уж экзотическим образом — путем их трат на страхование. Так, в 2015-2016 году "Водоканал" щедро отдал в руки компании "Росинкор-Резерв" несколько выгодных госконтрактов на сумму 300 миллионов рублей.

Все бы ничего, но петербургский филиал "Росинкор Резерв" возглавляет Александр Двояковский, сводный брат Анны Кармазиновой, супруги Феликса Кармазинова. Руководитель филиала Александр Двояковский ранее уже участвовал в семейных бизнесах Кармазиновых. Так, он работал в компаниях "Фортуна" и "Фортуна плюс" Анны Кармазиновой. 

Счастливцем оказалось также ООО "Страховое общество "Помощь". В базах данных имеются сведения о заключении "Водоканалом" на сотни миллионов рублей договоров страхования, причем цена в ходе "конкурсных процедур" увеличивалась на сотни миллионов рублей.

Госзаказы "Росинкор Резерв" и ООО "Помощь"1/4
Госзаказы "Росинкор Резерв" и ООО "Помощь"2/4
Госзаказы "Росинкор Резерв" и ООО "Помощь"3/4
Госзаказы "Росинкор Резерв" и ООО "Помощь"4/4

Закупки оформлялись по уже известной схеме "запроса предложений" либо закупки у единственного поставщика. "Изюминка" в том, что сначала страховались только объекты критической инфраструктуры, которым реально что-то угрожало (насосы и т.п.), но потом стали страховаться "некритичные" объекты, по которым это не было экономически оправдано.

Для страховой компании это было настоящим "золотым дном": получить клиента, имуществу которого ничто не угрожает, и без риска наступления страхового случая получать от него сотни миллионов. 

Закупочный картель "Водоканала"

Разбирать остальные крупные закупки "Водоканала" еще предстоит правоохранительным органам. Перечислять всех участников и связывающие их цепочки не хватит места, поэтому разберем лишь несколько примеров, чтобы понять основной принцип: "все для своих".

Пример №1. Некая компания ООО "Фокус" выигрывает огромный госконтракт на сумму более 470 миллионов рублей на оказание услуг по уборке. Конкурентом выступает ООО "Гарантсервис". Однако при проверке этих двух организаций по базе "Контур-фокус" оказывается, что у двух фирм одни и те же телефоны:

ООО "Гарантсервис" и ООО "Фокус"1/2
ООО "Гарантсервис" и ООО "Фокус"2/2

Таким образом, в конкурсе участвовали всего два лица, связанных друг с другом и не заинтересованные в конкуренции и снижении огромной цены контракта.

Кстати, вторая "проигравшая" компания "Гарант-Сервис" при проверке оказывается победителем другого "конкурса" у того же "Водоканала" на сумму в 97 миллионов рублей. В этот раз обошлось вообще без конкурентов.

Таким образом, практически все крупные закупки "Водоканала" распределялись между одними и теми же участниками закупочного пула, которые связаны между собой. Участниками искусственно создавалась видимость конкуренции, а в реальности деньги осваивали одни и те же стоявшие за ними лица.

Как тут не вспомнить вице-губернатора Албина, обещавшего в 2015 году повысить эффективность и прозрачность закупочной деятельности "Водоканала"?

"Водоканал". Итоги

Эти данные дают исчерпывающие ответы на вопросы, куда тратились казенные деньги "Водоканала" и почему тарифы на воду для петербуржцев росли из года в год. Остался лишь один простой вопрос: кто все это время "крышевал" коррупционное безобразие и кто был его бенефициаром.

Велик соблазн выставить виновником бывшего гендиректора "Водоканала" Целикова и владельца ООО "Развитие и инвестиции" Малеева. Но ясно, что по сути они лишь рядовые участники схем. Без прикрытия на высшем уровне распил в "Водоканале" был бы невозможен.

Справа налево: Игорь Албин, Феликс Кармазинов, Евгений Целиков

Ответ лежит на поверхности: именно вице-губернатор Игорь Албин по должности и контролировал "Водоканал", и одобрял рост тарифов. Именно Албина связывают с "Проектным агентством", являющимся одним из крупнейших подрядчиков "Водоканала". Этот материал адресуется правоохранительным органам.

Пока отмечу, что впервые в истории города его новое руководство не стремится замалчивать коррупционные проявления, а наоборот активно с ними борется, что даст результат и для простых горожан в виде экономии на тарифах. Компетенции Беглова (показавшего себя профессиональным контролером) и его команды хватило, чтобы не только выявить причину роста тарифов и схему, по которой из крупнейшего предприятия утекали бюджетные миллиарды, но и принять кадровые решения.